Сибирские огни, 1939, № 3
Трудно было м еле привольной домашней обстановки привыкать к затхлой и мрач ной политической атмосфере кадетского корпуса с его ежедневной муштрой, молит вами, пением «боже царя храни». И все же мальчик утилен хорошо, проявлял ис ключительный способности, энергию и стремление к знаниям. Переводили его из класса в класс с хорошими отметками по успеваемости. Но сама по себе учеба в кадетском кор пусе, оторванная от подлинной жизни я борьбы, направленная своим острием про тив народа, не только не удовлетворяла демократически воспитанного ребенка, но вызывала прямую ненависть ко всему царскому режиму. Валериан Владимирович стал чаще и больше задумываться, прони кать в сущность социальных отношений, присматриваться к окружающей обстанов ке, к тяжелой, безрадостной жизни рабо чих и крестьян. Страдания, горе и борьба народа становились его ^собственными стра даниями и борьбой. Еще на скамье кадет ского корпуса он стал нащупывать пути к революции. Недовольство существующими порядка ми натолкнуло молодого Куйбышева на чтение запрещенной .революционной лите ратуры. Как ни трудно было достать эту литературу, он ее все же находил. Это, конечно, не укрылось от зоркого глаза ад министрации корпуса: у мальчика начались обыски, за ним была организована формен ная шпионская слежка. Но ни обыски, ни из’ятие литературы, ни постоянная слеж ка не могли его удержать, а тем более заставить отказаться от революционного пути. Несмотря на все старания администра ции, молодой Куйбышев не подчинился ре жиму кадетского корпуса. Наоборот, душ ная атмосфера корпуса с каждым годом становилась для него все более, невыно симой. Юноша мечтает о революции, сме тающей вс 1 о мерзость жизни. И вот Валериан Владимирович, несмотря на свою молодость, находит способы уста новить связь с рабочими и революционной интеллигенцией. Еще в 1903 году, будучи в 5-м классе кадетского корпуса, пятнад- цаталетний подросток уже оказался в чис ле неблагонадежных. Поэтому-то на засе дании педагогического совета, когда Куй бышев переходил из пятого класса в ше стой и было постановлено: «Кадету 5-го класса Куйбышеву В., хотя и выполнив шему условия на получение похвального листа, такового не выдавать за не вполне одобрительное поведение его». Это неодобрительное поведение, как мы уже знаем, выражалось в том, что Вале риан Владимирович чшгал закрещенную литературу, был евшая о революционным кружком и сам втягивался в серьезную революционную работу. В это время он уже принимал участие в составлении и распространении революционных прокла маций, которые ом разбрасышал не только в Омске, но и в Какчетаве во время лет них каникул. Брат Валериана Владимировича — Ни колай об этом периоде революционной ра боты Куйбышева рассказывает: «При переходе из 5-го в 6 -й класс ле том 1903 г. Валериан приехал в нам в Кокчетав на каникулы. Из Омска он при вез прокламации, которые спрятал в груду камней и чтобы, с одной стороны, отвести подозрения, что он в этой «крепости» иногда бывает, а с другой стороны, чтобы кто-нибудь из посторонних людей туда не попал, он мобилизовал пас, чтобы мы иг рали в солдатики и охраняли эту «кре пость», внутри которой он хранил прокла мации». 1 Таково бьио шагало практической рево люционной деятельности Валериана Влади мировича. В 1904-гощу, когда ему было 16 лет, он уже вступает в ряды РСДРП. И с тек пор, о юношеского возраста тов,. Куйбышов связывает свою судьбу с революцией, о' партией Ленина—Сталина и до конца сво ей жизни остается активным и преданным ее бойцом. Для того, чтобы полнев и яснев пред ставить себе характер и условия подполь ной революционной работы Валериана Владимировича, необходимо хотя- бы вкрат це познакомиться с состоянием партий ных организаций и с политической обста новкой, сложившейся к тому времени в Сибири. Омская социал-демократическая органи зация, в которую вступил Куйбышев,, в основном была создана в 1,902 году. Об щее же положение всей сибирской социал- демократической организации характеризо валось следующим: 1 Из книги «Материалы к биографии (период подполья) В. В. Куйбышева». Парт- издат ЦК ВКП(б), 1936 г., стр. 15.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2