Сибирские огни, 1939, № 3

• Он, конечно, мог предвидеть, что господ­ ствующая этическая система, полностью стимулированная командующими классами и официальной церковно-государственной системой, с особенной фальшью и пре­ ступностью преломлялась на царской ка­ торга. Как врач — демократ и писатель — гуманист, ом устремлял свое внимание на самый характерны® объект царской ка­ рательной системы — остров Сахалин. Предпринимая поездку на остров Саха­ лин, Чехов соенательно щрерывал свою обычную литературную ,работу. Этот пе­ рерыв был вполне закономерным для его творческой биографий, как было законо­ мерным его переключение на тщательную подготовку к поездке и на последовав­ шую затем работу писателя на террито­ рии самого Сахалина. Все это способствовало углублению в дальнейшем общественного содержания чеховской темы и характера "ее освеще­ ния. Под общим воздействием пережитого, проделанного и продуманного во время поездки и после нее, творческая мысль Чехова еще глубже прониклась элемен­ тами демократического гуманизма и кри­ тического реализма. Возобновленная пос­ ле Сахалина литературная работа прохо­ дила такие выдающиеся этапы, как «Дуэль», «Палата № 6 », «Рассказ неиз­ вестного человека», «Черный монах», «В усадьбе», «Три года», «Моя жизнь», «Чайка», «Дядя Ваня», «Мужики», «Ио­ ныч», «Новая дача», «В овраге», «Три сестры», «Вишневый сад». Вскоре после возвращения из Сахали­ на Чехов писал: «...а какой кислятиной я был бы теперь, если бы сидел дома. До поездки «Крейцерова соната» была для меня событием, а теперь она мне смешна и 'Кажется бестолковой. Не то я возмужал от поездки, не то с ума со­ шел — чорт меня знает». После Сахали­ на в 90-х годах он гораздо резче видел все «смешное» и «бестолковое» в окру­ жающей действительности и немало «со­ бытий», казавшихся ему раньше имею­ щими значение, в процессе позднейшего формирования его творчества получили свои глубокие внутренние и внешние ;шрческие переоценки. Поездка 1890 года дала Чехоеву полное удовлетворение. Она обогатила его по­ лезным запасом впечатлений, наблюде­ ний и эмоциональных сил. Общеизвестны советы Чехова другим писателям оста­ вить насиженные места и поехать как можно дальше, за Урал, чтобы приобре­ сти и освоить новое поле наблюдений, чтобы найти запас новых образов. В этом смысле Чехов являлся ранним выразите­ лем той мысли, которую несколько позд­ нее с такой определенностью й ясно­ стью, на повой социальной основе, раз­ вернул в своей учительской работе Алек­ сей Максимович Горький. В этих советах Чехова была уже эмбрионально выраже­ на мысль Горького относительно настоя­ тельной необходимости русскому писате­ лю выйти в своей теме, в своих наблю­ дениях за границы средне-русской равни­ ны, которую она осваивала на протяже­ нии XIX столетия. Россию, свою страну, Чехов знал го­ раздо шире своих многочисленных лите­ ратурных современников. О глубине не приходится говорить. Он чувствовал ее в: огромной протяженности «а Восток. Он понимал, что громадная в своих грани­ цах, но неустроенная и бесхозяйственная страна обязывает писателя знать мате­ риал жизни во всем мощном географиче­ ском масштабе и отражать его в искус­ стве, обобщающем и типизирующем об­ разы и процессы. У Чехова, конечно, эта концепция не получила еще того цельного и законченного, социально ост­ рого развития и выражения, которыми отличается мысль А. М. Горького о тер­ риториальной, а, следовательно, в опре­ деленной мере, и о тематической замкну­ тости русской литературы XIX столетия. А. М. Горький выражал в своем учитель­ стве, в своем творчестве — творчестве социалистического реалиста и пролетар­ ского гуманиста, — политические и на­ циональные идеи революционного интер­ национального большевизма. Он подняли поставил все эти проблемы на высоту несокрушимых принципов ленинско-ста­ линской национальной политики. Но в критическом реализме Чехова было ран­ нее чувствование неизбежности сдвига литературного процесса в: этом направле­ нии. А воочию виденные Чеховым Сибирь, Дальний Восток и Сахалин всегда напо­ минали писателю о сложном многообра­ зии русской жизни и ее безответствен­ ных официальных руководителях, органи­ ческое бессилие которых справиться с- управлением страной он изображал каж­ дой страницей своего труда «Остров Са­ халин».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2