Сибирские огни, 1939, № 3

Евг. Л ей тн екк ер ЧЕХОВ О I МАРШРУТ И ДАТЫ ПОЕЗДКИ НА ОСТРОВ САХАЛИН В 1890 ГОДУ Поездка на остров Сахалин через Си­ бирь и Дальний Восток, предпринятая А. П. Чеховым (в 1890 году, предста­ вляется самым значительным путешест­ вием в биографии писателя. Она, вообще, была крупнейшим событием 'На его писа­ тельском пути. Поездка 'состоялась еще до постройки железных дорог в Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке. Весь путь был проделан на лошадях и парохо­ дах, за исключением участка. Уральской дороги — от Перми до Тюмени. Маршрут этого путешествия был сле­ дующий. 21 апреля 1890 г. Чехов выехал из Москвы. В Ярославле он сел на паро­ ход и миновал 23 апреля Нижний Новго­ род. Приблизительно 29-го он приехал в Екатеринбург и 3 мая выехал 'из Тюме­ ни. 4 мая — в гор. Ишиме. В ночь на 6 мая на пути из г. Ишша к берегу Ир­ тыша он испытал ямщицкую удаль — т а ­ рантас, в котором ехал писатель, на всем ходу столкнулся с другой ямщицкой трой­ кой. Чехов остался невредим, хотя и под­ вергся определенной опасности прервать свой путь. 7 мая он был на берегу Ирты­ ша, 12 мал — у реки Оби, 13 мая — в Красном Яре. 14 мая в 50 верстах от Томска его задержал стихийный разлив реки Томи. 15—20 мая он был в Томске. 21 мая Чехов тронулся из Томска в Крас­ ноярск и 25 мая был в Мариинюке, а 28-го в Ачинск®, и затем в Красноярске. 4 июня вечером он приехал в Иркутск. И нюня писатель выехал из Иркутска и 13 (Июня был ка берегу Байкала, на стан­ ции Лиственнчиой. 14 нюня на пароходе, нанятом каким-то купцом, поехал по Бай­ калу, к станции Клюево; из Клюева про­ шел 8 верст до станции Мысканской, где СИБИРИ дали лошадей до станции Боярской. 19 июля приехал в Нерчинск, а 20-го у т ­ рам — в Сретенск, где и окончилась по­ ездка на лошадях. 20 июня Чехов выехал на пароходе «Ермак» по реке Шилке, сли­ вающейся дальше с рекой Аргунью и впадающей затем в Амур. 21 июня он ехал по Амуру, после ночевки в Горбице, на том же пароходе «Ермак». В этот же день, т. е. 21 июня, пароход, на котором находился Чехов, у Усть-Стрелки, места слияния р. Шилюи с р. Аргунью, наско­ чил на камни и, получив пробоину, оста­ новился для почишки. 23 июня состоялся выход 'из Усть-Стрелки дальше по Амуру и приезд в станицу Покровскую. 26-гоию­ н я— подъезжает к Благовещенску и 27— был в китайском городе Айгун. 29 июня вечером — в Рауде, — на пароходе «Му­ равьев». 30-то июня — в Хабаровске. 5 июля —- приевд в Николаевск — в 27 верстах от устья Амура. Отдых после обеда в зале «Благородного собрания», за отсутствием в г. Николаевске гостиниц. С 5-го на 6-е и о 6-го на 7-е ночевал на пароходе «Муравьев». 7 июля, под нечер, переезжает на пароход «Байкал», стоя­ щий в 2—3 верстах против Николаевска. 8 июля, перед обедом, на «Байкале» Че­ хов поехал по Амуру дальше — к морю. Вечером того же дня, после захода солн­ ца, «Байкал» бросил якорь у мыса Джао- ре. Чехов съезжает на берег, посещая се­ мью мирского офицера Б., живущего на горном мысу в избушке, за которой тя ­ нется девственная, непроходимая тайга. Возвращается на пароход «Байкал». 9 ию­ ля, в ранние сумерки, едет дальше от мыса Джаоре — в Татарский пролив. В 6 ч. утра проезжает самое узкое место Татарского пролива — между мысами Пого- бп и Лазарева. Видны оба берега — матери ­ ковый и сахалинский. 9 июля в 8 ч. ут­ ра «Байкал» проходит мимо шапки Не­ вельского и в 2 часа входит, в бухту Де-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2