Сибирские огни, 1939, № 3
изменениях. Распад буржуазии, расцвет революционного народа — рабочих, кре стьян — /в этом аспекте Горький показы вает свои персонажи. Для Горького важно выяснить: протестует ли, борется ли че ловек с капитализмом, какому классу, ка кой партии он служит, развивает ли он свои трудовые, творческие дарования, обла гораживает ли он себя трудом, воспита нием, наукой, искусством. Как у человека сочетается личное и общественное — здесь главная линия характерообразования в творчестве Горького. Определяющим в по ведении человека Горький считал отноше ние его к частной собственности и труду. Собственность обезображивает человека. Труд — творец жизни, преобразователь природы, источник силы, способной очи стить мир от капиталистического свин ства. Горький радуется, видя как труд масс побеждает. Он гневно разоблачает и позорит все то, что мешает торжеству па рода, построившего социалистическую do - дину. Персонажи горьковских произведе ний всегда напряженны, взволнованы или ■общественно-политической деятельностью, направленной на борьбу с капитализмом, или тоской накопителя), не знающего, что ему желать в жизни, как сочетать свое личное с артамоновскам «делом». Природа для Горького — арена борьбы людей со стихией и условие роста способ ностей человека в этой борьбе. Приро да создала человека, человек преобразует ее. Природа равнодушна, пока ее произ водственно не* «очеловечат». Не заклина ния, вера, мистика, а трудовое творчество сделают природу покорной человеку. Горь кий рисует людей, занятых трудом. В за висимости от того, что и как люди делают, и раскрываются! их характеры. Социали стический реализм — стиль искусства, развивающийся в нашей родине, заложен Горьким. Он искал и нашел сочетание критического реализма с революционным романтизмом. Ход истории классовой борь бы показал Горькому, что живой синтез об’ективности реализма и страстной ге роики романтизма можно найти только в художественном освоении борьбы пролета риата, его строительства социалистиче ской родины. Народ — рабочие, крестья не, интеллигенты, руководимые большеви ками, повернули стрелку эпохи от капи тализма к коммунизму. Стиль и содержа ние борьбы народа за социалистическую родину, построение ее подсказали Горько му, как надо художественно анализиро вать сущее, оценивая его в свете неми нуемого превращения настоящего в буду щее — победоносное, красочное, ликую щее. Горьковская убежденность, что че ловек неиссякаемый источник творческих м л , горьковский боевой, революционный пафос —- звали и зовут вперед, к полной побед© над капиталом, торжеству труда, человека и человечности. Это все возмож но, это все проявляется в нашем соци алистическом отечестве. Горький всегда призывал к сознанию, ответственности ка ждого гражданина за цельность, сохран ность социалистической родины, гд© толь ко и может быть человек действительно че ловеком. Горький завещает: «Нам и во сне надобно помнить, что мы уже научились не плохо работать на свое счастье и что оно может быть навсегда вкраплено в жизнь только при условии, если мы еще лучше научимся работать на раскрепоще ние, на свободу, на счастье трудящихся всего мира» («Пролетарская ненависть»). Любви к социалистической родине, не нависти к врагам ее, уменью бороться за родину и строить ее — всему этому Горь кий учился у пролетариата, большеви ков, Ленина, Сталина, Эту великую учебу гениальный писатель народов СССР заве щал всем нам — гражданам социалисти ческой родины.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2