Сибирские огни, 1939, № 3

изменениях. Распад буржуазии, расцвет революционного народа — рабочих, кре­ стьян — /в этом аспекте Горький показы­ вает свои персонажи. Для Горького важно выяснить: протестует ли, борется ли че­ ловек с капитализмом, какому классу, ка­ кой партии он служит, развивает ли он свои трудовые, творческие дарования, обла­ гораживает ли он себя трудом, воспита­ нием, наукой, искусством. Как у человека сочетается личное и общественное — здесь главная линия характерообразования в творчестве Горького. Определяющим в по­ ведении человека Горький считал отноше­ ние его к частной собственности и труду. Собственность обезображивает человека. Труд — творец жизни, преобразователь природы, источник силы, способной очи­ стить мир от капиталистического свин­ ства. Горький радуется, видя как труд масс побеждает. Он гневно разоблачает и позорит все то, что мешает торжеству па­ рода, построившего социалистическую do - дину. Персонажи горьковских произведе­ ний всегда напряженны, взволнованы или ■общественно-политической деятельностью, направленной на борьбу с капитализмом, или тоской накопителя), не знающего, что ему желать в жизни, как сочетать свое личное с артамоновскам «делом». Природа для Горького — арена борьбы людей со стихией и условие роста способ­ ностей человека в этой борьбе. Приро­ да создала человека, человек преобразует ее. Природа равнодушна, пока ее произ­ водственно не* «очеловечат». Не заклина­ ния, вера, мистика, а трудовое творчество сделают природу покорной человеку. Горь­ кий рисует людей, занятых трудом. В за­ висимости от того, что и как люди делают, и раскрываются! их характеры. Социали­ стический реализм — стиль искусства, развивающийся в нашей родине, заложен Горьким. Он искал и нашел сочетание критического реализма с революционным романтизмом. Ход истории классовой борь­ бы показал Горькому, что живой синтез об’ективности реализма и страстной ге­ роики романтизма можно найти только в художественном освоении борьбы пролета­ риата, его строительства социалистиче­ ской родины. Народ — рабочие, крестья­ не, интеллигенты, руководимые большеви­ ками, повернули стрелку эпохи от капи­ тализма к коммунизму. Стиль и содержа­ ние борьбы народа за социалистическую родину, построение ее подсказали Горько­ му, как надо художественно анализиро­ вать сущее, оценивая его в свете неми­ нуемого превращения настоящего в буду­ щее — победоносное, красочное, ликую­ щее. Горьковская убежденность, что че­ ловек неиссякаемый источник творческих м л , горьковский боевой, революционный пафос —- звали и зовут вперед, к полной побед© над капиталом, торжеству труда, человека и человечности. Это все возмож­ но, это все проявляется в нашем соци­ алистическом отечестве. Горький всегда призывал к сознанию, ответственности ка­ ждого гражданина за цельность, сохран­ ность социалистической родины, гд© толь­ ко и может быть человек действительно че­ ловеком. Горький завещает: «Нам и во сне надобно помнить, что мы уже научились не плохо работать на свое счастье и что оно может быть навсегда вкраплено в жизнь только при условии, если мы еще лучше научимся работать на раскрепоще­ ние, на свободу, на счастье трудящихся всего мира» («Пролетарская ненависть»). Любви к социалистической родине, не­ нависти к врагам ее, уменью бороться за родину и строить ее — всему этому Горь­ кий учился у пролетариата, большеви­ ков, Ленина, Сталина, Эту великую учебу гениальный писатель народов СССР заве­ щал всем нам — гражданам социалисти­ ческой родины.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2