Сибирские огни, 1939, № 3
извне со стороны европейской буржуазии, которая видит последнее прибежище и опасение свое в фашизме, хотя фашизм неизбежно и быстро уничтожает все са мое лучшее и ценное, что создано бур жуазией на рабском труде рабочего клас са». («Рабочий класс должен воспитать своих мастеров культуры»). При таком враждебном окружении социалистической родины не может быть и речи не только об отмирании, но даже об ослаблении со ветского государства. И Горький призывал бороться за нового челювека, новое хозяй ство, новую культуру, государство. Он пи сал: «Нужно хорошо видеть все подлости и гадости, которые извне угрожают нам, первому в истории 'человечества государ ству, которое строится! пролетариатом- диктатором на основании научного социа лизма. Нужно безжалостно и беспощадно бороться против всего, что враждебно ос новной цели пролетариата и способно за держать его культурно-революционный, социалистический рост!» («О кочке и точ ке»), Горький утверждал: «Наше право да ненависть к нему (т. е. врагу социали стической родины. А. Н.) достаточно и хо рошо обосновано и оправдано». («Проле тарская ненависть»). В советский патрио тизм входит составной частью право граж дан социалистического отечества на нена висть к капитализму, врагам народа. Че ловеколюбие несовместимо с корыстолю бием. И только в нашей стране возможен доподлинный гуманизм. Горький четко ха рактеризует гуманизм, порожденный со циалистической родиной. Гуманизм в Стра не Советов — прямолинеен, его цель — освободить человечество от кровавого, бе зумного гнета капитализма. Гуманизм на шего народа, партии, государства не нуж дается «в лирических изменениях в люб ви», перед ним задача: воспитать созна ние трудящихся, их исторический долг, как права и обязанности — закончи;^ по строение коменунистического общества. Гу манизм в нашем отечестве требует любви к стране, народу, социалистическим по рядкам и ненависти к врагам. Горький указывал, что в социалистическом отече стве «воспитывают правдой», открытой, ясной правдой, дающей уверенность лю дям, что они правильно идут к бесклас совому обществу, бесспорно победят капи тализм. Горький неустанно повторял: «Ра бочие и крестьяне должны знать и ве рить, что «наука и труд» — все пере трут», все цепп прошлого, все, чем *хо зяева» тысячи лет оглушали ослепляли рабочий народ» («О «маленьких» людях и великой их работе»). Частная собственность раз’единяет ра бочих, крестьян, интеллигентов, народы. Труд об’еэдмняет всех людей, все нацио нальности. Рабочие в «Матери» заявля ют: «Мы все — дети одной матери, непо бедимой мысли о братстве оабочего наро да всех стран... Идет человек, освещает жизнь огнем разума и кричит, зовет... эй, вы! люди всех стран, соединяйтесь в одну семью». Царская Россия была, тюрь мой народов. СССР есть с ем ь я народов. В нашей стране нет враждебных, антаго нистических классов, а есть сотрудничест во рабочих, крестьиш, интеллигенции. — «На. основе' этой общности и развернулись такие движущие силы, как морально-поли тическое единство советского общества, дружба народов СССР, советский патрио тизм» (И. Сталин. Отчетный доклад на XYIII с ’езде партии о работе ВКП(б). Г.И.П.Л. 1939 г.). Морально-политическое единство советского народа, дружба наро дов СССР, советский патриотизм — вот они устои социалистической родины. Ра бочие в «Матери» мечтали о родине, где «люди станут любоваться друг другом, когда каждый будет, как звезда, перед дру гим! Б р у т ходить по земле люди воль ные, великие свободой своей, все пойдут с открытыми сердцами, сердце каждого чисто будет от зависти и беззлобны будут все». Эти мечты осуществились и осу ществляются в нашем социалистическом отечестве. И это все создано массами, ру ководимыми «учением и партией Ленина и неиссякаемой, все растущей энергией Иосифа Сталина» («О культурах»). Пафос творчества Горького выражается двумя словами: с о ц и а л и с т и ч е с к а я р о д и н а . Горький — великий патриот великого народа. Он точно определил свою службу революции, родине, свое художе ственное творчество, как эхо «музыки по бедоносного марша рабочих и крестьян» нашей страны. Он одну цель преследовал в жизни — повышать в людях волю к жизни, повышать ненависть к буржуаз ной действительности и будить активность, любовь к построению коммунистической действительности. Самый художественный метод Горького коренится! а стиле, прие мах борьбы большевиков, рабочих, народа за построение социалистической родины. Горький описывал в людях не застывшее, утрамбованное. Он брал характеры в их
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2