Сибирские огни, 1939, № 3

IГ Социалистическая родина — великая школа перевоспитания людей. Большевист­ ские, ленинские, сталинские «мастера и художники» революции тем и значитель­ ны, что они могут в каждом человеке, ес­ ли он окончательно не превратился в бур­ жуазного прихвостня, разбудить личность, растревожить активность, творчество, бое­ вую производственную и политическую инициативу. Вот как говорит большевик Рябинпн о перестройке, перевоспитании крестьянина Доната: «Хороший старикан Донат! Про­ зрачный старикан. Продумал, пропустил сквозь себя кучу вреднейшей ерунды и — достиг настоящей правды. Во Христа ве­ ровал... в хозяев и царей, во Льва Тол­ стого. «Для бога жил — только не вы­ шло, — говорит, — теперь попробую для бедных людей жить». Простой егерь, ис­ пытывал власть помещиков. Воля у него была к правде, и взнуздал он волю отлич­ но!» («Достигаев и другие»). Горький ви­ дел крепость несокрушимую в социали­ стической родине потому, что в пей мно­ жатся новые люди, раскрываются талан­ т а ® массах. Черты н о в о г о человека, по Горькому, в том, что граждане Союза Советов чувствуют себя творцами неви­ данного в мире общества, что они молоды не только биологически, но и исторически, что они — сила, осознавшая себя и строя­ щая социализм со всей смелостью юности, что они поняли всю мерзость буржуазно­ го, зоологического индивидуализма и це­ нят цельность индивидуальности, крепко спаянной с коллективом трудовых масс, что они черпают энергию, вдохновение в социалистическом труде и указаниях пар­ тии большевиков. Этими новыми чертами граждан социа­ листической родины и об’ясняется, что во всех областях строительства, политики, культуры выдвигаются' во множестве та­ ланты. А «талант, — говорит Горький,— развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущно­ сти его — и есть любовь к делу, к про­ цессу работы» («Письма начинающим ли­ тераторам»), Капиталистическое отечество губит любовь к делу. Социалистическое отечество возбуждает страстную любовь к делу. В этом неиссякаемая мощь советско­ го патриотизма. Партия большевиков обладает великим искусством: сочетать принуждение с гу­ манизмом — этим и одерживаются побе­ ды, неслыханные в истории, этим и соз­ даются новые люди, этим и открываются таланты в массах. Горький необходимость диктатуры про­ летариата, государства в социалистиче­ ском отечестве об’ясняет тем, что наша страна окружена враждебной международ­ ной буржуазией и тем, что пережитки ка­ питализма еще дают себя знать — в ви­ де преступления, хулиганства, лени, жаж­ ды частной собственности, суеверий, ре­ лигии и пр. Товарищ Сталин на XYIII с’ез­ де партии дал анализ существа и роли со­ циалистического государства, показал ус­ ловия1 его существования и отмирания в связи с существованием и ликвидацией капиталистического окружения. Горький писал, что государство тогда бу­ дет не нужно, когда у всего народа поя­ вится возможность работать по способно­ стям, получать по потребностям. Он ви­ дел особенности нашего государства в том, что: «В Союзе Советов один хозя­ ин, — вот основное его достижение и от­ личие от буржуазных государств. Этот хо­ зяин — рабоче-крестьянское государство, руководимое организацией учеников Ле­ нина» («О старом и новом человеке»), Целью социалистического государства Горький считал построение коммунизма: «Цель новых людей: освободить трудовые массы от древних суеверий и предрассуд­ ков расы, наций, класса, религии, создать всемирное братское общество, каждый член которого работает по способности, получает по потребности» («О старом и новом человеке»), Коща создано будет «всемирное братское общество», т. е. ког­ да коммунизм победит в ряде стран, тогда социалистическое государство отомрет. А теперь, когда враги социалистической ро­ дины пробуют подорвать ее мощь изнутри и напасть на нее извне — социалистиче­ ское государство следует всемерно укреп­ лять, продвигаЖсь к коммунизму. Революционеры в «Матери» мечтают: «Мы должны построить мостив через бо­ лото этой гниющей жизни к будущему царству доброты сердечной». Советские народы уже строят мост для перехода от социализма к коммунизму. Но все это про­ текает в условиях враждебного капитали­ стического окружения. Вот что говорит Горький: «Все это делается в условиях непрерывной травли Страны Советов, в 'постоянных, судорожных наскоках на нее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2