Сибирские огни, 1939, № 3

жуазных стран погибает не от «механи­ зации жизни», не от техники, а «от идио­ тической психологии буржуазии, от жад­ ности мещан, торгашей, убивающих лю­ бовь к труду» (ч. II). Он делает вывод, чти любовь народников к народу — пустая, бездеятельная — ибо в ней нет главного: внимательного, высокого уважения труда. Кутузов смеется над патриотизмом народ­ ников: — «Особенности национального ду­ ха, община, свирели, соленые грибы, паюсная икра, блины, -самовар, вся поэ­ зия деревни и графское учение о мужиц­ кой простоте — все это, Самгин, просто- фильство» (ч. II). Из такого простофиль- ства вырос кулацкий «патриотизм». Лю­ бовь к пароду — это любовь к -развитию, продвижению революции, которая создает условия полному проявлению творческих сил человека. И революции сами по се­ бе — без активных деяний и борцо® — не возникают. Замечательны слова Ку­ тузова, сказанные, Самтнпу: «А вы не ждите, вы попробуйте- делать» революцию. Советский патриотизм не стоит на ме-сте, в годы третьей пятилетки он за­ полняется новым содержанием: переходом ко второй фазе бесклассового общества— коммунизму. Активизация — производст­ венная и политическая, любовь к со­ циалистической родине поднимутся и поднимаются на высшие ступени. Совет­ ский патриотизм — это производственная, политическая, активности полная, любовь к народу. Большевик Кутузов предостерегает: «Так что когда народник говорит о люб­ ви к народу — я народника понимаю. Но любить-то- надобно без жалости, жа­ лость — имитация! любви, Самгин. Это— дрянная штука». Любить социалистиче­ скую страну, советский народ надо актив­ но, деятельно, без сантиментов, т. е. без попустительства проделкам врагов народа. Большевик Кутузов никак не согласен с меньшевистским пониманием патриотизма, как -созерцательного, выжидательного, сухого отношения к социализму: «де­ скать, эволюция, детерминизм, личность— бессильна», «историческая необходимость», «и — оставьте нас в покое». Советский патриотизм, любовь к социа­ листической родине требуют громадной эмоциональной зарядки. Но какой заряд­ ки? Кутузов считает «плохим примером» революционеров «от скуки жизни пз удальства, из романтизма», а также «пз страха пред революцией». Это все, конеч­ но, чувствования, но такие, которые будут тлеть и чадить, застилать глаза револю­ ционным борцам, а не гореть ярким, осве­ щающим и 'согревающим пламенем. В чем же Кутузов -видит истинную эмо­ циональную зарядку борца за социалисти­ ческую родину? Он говорит: «С героями на ча-с тоже надобно проститься, потому что необходим героизм на всю жизнь, ге­ роизм чернорабочего, мастерового револю­ ции» (ч. II). Таких «героев на всю жизнь» и воспитывает партия большевиков, вос­ питывает людей, могущих свои мысли и чувствования претворять в практику стро­ ительства социалистической родины, го­ сударства. Кутузов иронизирует над скоро­ спелыми книжными марксистами, -или, как он их называет, «марксятами», которые больше теорией увлекаются, а к практи­ ке, связям с- рабочими не очень прилежны. Кутузов -заключает: «Ленин не торопит­ ся... — Он просто утверждает необходи­ мость воспитания из рабочих, из интелли­ гентов мастеров и художников револю­ ции» (ч. II). Любовь к марксизму-ленинизму, усвое­ ние, пропагандирование и приложение его к практике — тоже ведь существенное качество советского патриотизма. «Каж­ дый рядовой боец „ армии Ленина должен усвоить знания и веру своего вождя», — пишет Горький. Горький вполне последо­ вательно трактует любовь к родине, как активное строительство социалистическо­ го хозяйства, культуры, государства са­ мими массами. Индустриализация Союза Со­ ветов — залог возрождения народов и окончательного освобождения их от гнета капитализма. Горький видит «самозащи­ ту» советского народа в развитии произ­ водства, развитии культуры. Советский патриотизм строится на сознании, что тру­ дящиеся — единственные хозяева Страны Советов. Как говорит Горький: «Самоза­ щита рабоче-крестьянской массы он вра­ гов извне п изнутри требует, прежде все­ го, крепкого сознания каждым человеком, что именно рабочие и крестьяне — един­ ственные законные хозяева Союза Сове­ тов и что это — -навсегда» («О займе ин­ дустриализации»), «Массы в целях само­ защиты строят свое государство-, как орудие борьбы с врагами, строят государ­ ство героически, в условиях сказочно трудных», окруженные кольцом враждеб­ ных капиталистических стран.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2