Сибирские огни, 1939, № 3
жуазных стран погибает не от «механи зации жизни», не от техники, а «от идио тической психологии буржуазии, от жад ности мещан, торгашей, убивающих лю бовь к труду» (ч. II). Он делает вывод, чти любовь народников к народу — пустая, бездеятельная — ибо в ней нет главного: внимательного, высокого уважения труда. Кутузов смеется над патриотизмом народ ников: — «Особенности национального ду ха, община, свирели, соленые грибы, паюсная икра, блины, -самовар, вся поэ зия деревни и графское учение о мужиц кой простоте — все это, Самгин, просто- фильство» (ч. II). Из такого простофиль- ства вырос кулацкий «патриотизм». Лю бовь к пароду — это любовь к -развитию, продвижению революции, которая создает условия полному проявлению творческих сил человека. И революции сами по се бе — без активных деяний и борцо® — не возникают. Замечательны слова Ку тузова, сказанные, Самтнпу: «А вы не ждите, вы попробуйте- делать» революцию. Советский патриотизм не стоит на ме-сте, в годы третьей пятилетки он за полняется новым содержанием: переходом ко второй фазе бесклассового общества— коммунизму. Активизация — производст венная и политическая, любовь к со циалистической родине поднимутся и поднимаются на высшие ступени. Совет ский патриотизм — это производственная, политическая, активности полная, любовь к народу. Большевик Кутузов предостерегает: «Так что когда народник говорит о люб ви к народу — я народника понимаю. Но любить-то- надобно без жалости, жа лость — имитация! любви, Самгин. Это— дрянная штука». Любить социалистиче скую страну, советский народ надо актив но, деятельно, без сантиментов, т. е. без попустительства проделкам врагов народа. Большевик Кутузов никак не согласен с меньшевистским пониманием патриотизма, как -созерцательного, выжидательного, сухого отношения к социализму: «де скать, эволюция, детерминизм, личность— бессильна», «историческая необходимость», «и — оставьте нас в покое». Советский патриотизм, любовь к социа листической родине требуют громадной эмоциональной зарядки. Но какой заряд ки? Кутузов считает «плохим примером» революционеров «от скуки жизни пз удальства, из романтизма», а также «пз страха пред революцией». Это все, конеч но, чувствования, но такие, которые будут тлеть и чадить, застилать глаза револю ционным борцам, а не гореть ярким, осве щающим и 'согревающим пламенем. В чем же Кутузов -видит истинную эмо циональную зарядку борца за социалисти ческую родину? Он говорит: «С героями на ча-с тоже надобно проститься, потому что необходим героизм на всю жизнь, ге роизм чернорабочего, мастерового револю ции» (ч. II). Таких «героев на всю жизнь» и воспитывает партия большевиков, вос питывает людей, могущих свои мысли и чувствования претворять в практику стро ительства социалистической родины, го сударства. Кутузов иронизирует над скоро спелыми книжными марксистами, -или, как он их называет, «марксятами», которые больше теорией увлекаются, а к практи ке, связям с- рабочими не очень прилежны. Кутузов -заключает: «Ленин не торопит ся... — Он просто утверждает необходи мость воспитания из рабочих, из интелли гентов мастеров и художников револю ции» (ч. II). Любовь к марксизму-ленинизму, усвое ние, пропагандирование и приложение его к практике — тоже ведь существенное качество советского патриотизма. «Каж дый рядовой боец „ армии Ленина должен усвоить знания и веру своего вождя», — пишет Горький. Горький вполне последо вательно трактует любовь к родине, как активное строительство социалистическо го хозяйства, культуры, государства са мими массами. Индустриализация Союза Со ветов — залог возрождения народов и окончательного освобождения их от гнета капитализма. Горький видит «самозащи ту» советского народа в развитии произ водства, развитии культуры. Советский патриотизм строится на сознании, что тру дящиеся — единственные хозяева Страны Советов. Как говорит Горький: «Самоза щита рабоче-крестьянской массы он вра гов извне п изнутри требует, прежде все го, крепкого сознания каждым человеком, что именно рабочие и крестьяне — един ственные законные хозяева Союза Сове тов и что это — -навсегда» («О займе ин дустриализации»), «Массы в целях само защиты строят свое государство-, как орудие борьбы с врагами, строят государ ство героически, в условиях сказочно трудных», окруженные кольцом враждеб ных капиталистических стран.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2