Сибирские огни, 1939, № 3
родину. Для буржуа свята частная собст венность. Для рабочих свято, говорит Лев- шин, совсем другое: «Мы так думаем — что сработано, то свято. Труды людские ценить надо по справедливости, это так, а не жечь»... («Враги»). «Святость (срабо танного» — один из коренных устоев соци алистической родины. Братская солидар ность народов, крепкая взаимоподдержка: в строительстве новой экономики и культу ры, дружная и непреклонная решитель ность $ обороне с'воей страны — словом, товарищеский коллективизм является ос новой социалистической родины. В пьесе «Враги» Горький изобразил ра бочий коллективизм. Легендарный Данко («Старуха Изергиль») разорвал сердце, чтобы осветить путь своему народу. Ле генда. о Данко становится действительно стью в условиях борьбы рабочего класса. Левитин («Враги») сразу нашел рабочего, который согласился взять на себя вину убийства фабриканта, чтобы таким путем спасти от каторги другого рабочего, бо- ,лее активного, ценного для пролетарской борьбы. Такой коллективизм, такая брат ская, героическая! взаимопомощь рабочих вырастает из труда. Социалистическая родина создана трудом масс. Горький так оценивает силу свобод ного труда: «Перевертывать земной шар рабочим и крестьянам Союза Советов нет надобности, но для того, чтобы перевер нуть весь капиталистический мир, — они уже нашли точку опоры. Эта точка — их трудовая энергия» («Ураган, старый мир разрушающий»), В нашей стране, какие раз отмечал Горький, труд ценят, ува жают, им измеряют достоинство человека. А «На почве высокой оценки труда и уважения к трудящимся нам дана возмож ность создать свою, новую морали» («О «маленьких» людях и о великой их ра боте»). В условиях социалистической ро дины труд является источником идей, мо рали и законов. Горький пишет: «Законы в Союзе Советов создаются внизу, в нед рах трудовой массы, они вытекают из условий ее жизнедеятельности, советская власть и партия формулируют и утвер ждают как закон только то, что созревает в процессах труда рабочих и крестьян, — труда, основная цель которого создать общество равных», («С кем вы, «масте ра культуры»). Вот где видит Горький ис токи демократизма родины социализма. Вполне естественно в социалистической среде родятся и крепнут герои труда, ге рои — защитники родины. Стахановцы — прообразы людей комму нистического общества. Навел Власов («Мать») — смелый сокол-большевик под нял восстание против капиталистических поработителей. Он — активный гуманист, желающий всех людей поставить в чело веческие условия жизни. Он не смиряется на сытости и довольстве. Он хочет встать по уму выше своих врагов. Вла сов выдвигает ясные в своей убедитель ности принципы построения социалистиче ской родины. «Наши лозунги просты — датой частную собственность, все средст ва производства — народу, вся власть — народу, труд — обязателен для всех» («Мать). Павлы Власовы встречаются в нашей стране тысячами, миллионами. По этому Горький и пишет: «Герой наших дней является человек из «массы», чер норабочий культуры, рядовой партиец, рабселькор, военкор, избач, выдвиженец, сельский учитель, молодой врач и агро ном, работающий в деревне, крестьянин- «опытник» и активист, рабочий-изобрета тель, вообще — человек массы!» («О ме щанстве»). Героическое в нашей стране проявляет ся в творческом созидании материальных и духовных ценностей, в социалистическом строительстве хозяйства, культуры, го сударства. Советский патриотизм раскры вается в трудовой активности, производ ственной инициативе, страстном делании вещей, изобретении идей, в напористой перестройке (людей и их отношений, в зоркой бдительности, в готовности защи щать границы нашей земли от всех ин тервентов и захватчиков. Бесповоротная, решительная, обдуманная любовь к наро ду, социалистическим порядкам, актив ность в строительстве и обороне родины. В этом и заключается советский патрио тизм. Советский патриотизм состоит в любви к творческому, дисциплинированно му, ответственному перед народом труду. Как говорит товарищ Молотов: «Без та ких мер, без усиленной работы по воспи танию трудящихся в духе укрепления со циалистической собственности государства, нельзя отсталых людей превратить в ш - знательных и активных строителей кда- мунизма» (Третий пятилетний план раз вития народного хозяйства СССР ГИПЛ 1939 г.). Большевик Кутузов («Жизнь Клима Самтина») утверждает, что культура бур
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2