Сибирские огни, 1939, № 3

страстей — одна канитель, с которой он и порывает решительно и навсегда. Бес­ конечные и пустые разговоры мещаисвой интеллигенции вызывают у Нила чувство скуки и презрения. Нил — оптимист, но не слепой оптимист. Он яснее других представляет, что жизнь трудовая, рабо­ чая — самая радостная, здоровая жизнь. Но радость труда отравляют частные собственники, буржуазия, мещанство. Нил говорит: «В одном не вижу ничего прият­ ного, — в том, что мною и другими чест­ ными людьми командуют свиньи, дураки, г>оры.. Но — жизнь 1 № вся за ними! Они пройдут, исчезнут, как исчезают нарывы на здоровом теле. Нет такого расписания движения, которое бы не изменилось!» Нил не просто ненавидит буржуазное отечество, он сознательно его 'отверга­ ет: — «Я этого порядка — не хочу! Я знаю, что жизнь — дело серьезное, но не устроенное... что она потребует для свое­ го устройства все силы и способности мои. Я знаю и то, что я — не богатырь, а просто честный, здоровый человек, и все- таки говорю: ничего. Наша возьмет!» («Мещане»), Нилу известно, что без борьбы буржуаз­ ные порядки не опрокинешь. Он поэтому вполне последовательно заявляет, что права не дают, а их берут, и что человек должен завоевать себе права, если не хочет быть раздавленным грузными обя­ занностями перед эисилоататорами. На каком же принципе хочет Нил строить новую, бесклассовую родину? Тут ответ прост и мудр: «Всякое дело надо любить, чтобы хорошо делать... Хозяин тог, кто трудится». В докладе «О проекте Конституции Союза ССР» товарищ Сталин сформули­ ровал правовое положение гражданина со­ циалистической родины так: «Не имуще­ ственное положение, ее национальное происхождение, не пол, не служебное по­ ложение, а личные способности и личный труд каждого гражданина определяют его положение в обществе». (Партиздаг ЦК ВКП(б). М. 1936 г.). Эта великая идея, отражающая самые основы советского патриотизма, коренится в недрах борющегося и побеждающего ка­ питализм рабочего класса. Горький всег­ да и в художественных и публицистиче­ ских произведениях — развивал, прокла­ мируя, мысли о преобразующей силе труда, о необ’ятных творческих правах и обязан­ ностях трудового народа, свободно, на се­ бя производящего. На чем основаны буржуазное отечество и социалистическая родина? Горький кратко и точно на этот вопрос отвечает: «Именно в России начато необходимейшее «дело нашего века», совершается попытка переместить жизнь с трех китов — глупости, зависти, жадности — на осно­ вы разума, справедливости, красоты». («О белоэмигрантской литературе»). Переме­ щение с кита — частной собственности, на кита — труд уже произошло. Теперь встают величайшая задана перехода от со­ циалистического труда к коммунистическо­ му, когда люди будут работать без нор­ мы, принуждения, заработной платы, п> потребностям здорового организма — тру­ диться, творить, создавать материальпые ,и духовные ценности. Горький много писал о «ненужном че­ ловеке» — стяжателе, насильнике или слугах их. Но пафос творчества Горького в проникновенном изображении Челове­ ка, который гснорит: «Я создал Мыс­ лью затем, чтобы опрокийуть, разрушить,! растоптать все. старое, «се тесное и гряз- ■ ное, все злое — и новое создать на вы- i кованных Мыслью незыблемых устоях сво­ боды, красоты, уважения к людям». («Человек»). Это — интимное задушевно» стремление Человека к тому, что на язы­ ке марксизма-ленинизма называется ком­ мунизмом. «Все в человеке —- все для человека» — это и есть завершенное по­ строение бесклассового общества. Человек, тоскующий но коммунизму, оказывается рабочим, большевиком. Рабочий Левшин («Враги») образно называет весь строй буржуазного отечества «копейкой», («дела человеческие, копеечные дела») и пола­ гает, что если схоронить «копейку», то- людям враждовать, теснить друг друга не будет причин. Левшин на опыте трудовой жизни изучил, что эксплоататор — неза­ висимо от личных качеств, враждебен ра­ бочему люду. Оп метко определяет: «И строгий — хозяин, и добрый — хозяин. Болезнь людей не разбирает». Дело не в личности буржуа, а в его общественном по­ ложении, которое в силу необходимости ведет к насилию, эксплуатации трудя­ щихся. Но рабочие — в силу своего об­ щественного положения — поднимают вос­ стание против капитализма и строят на принципах, свободных от частной собст­ венности, националистической узкости, ро­ довитости и прочих предрассудков, свой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2