Сибирские огни, 1939, № 3
страстей — одна канитель, с которой он и порывает решительно и навсегда. Бес конечные и пустые разговоры мещаисвой интеллигенции вызывают у Нила чувство скуки и презрения. Нил — оптимист, но не слепой оптимист. Он яснее других представляет, что жизнь трудовая, рабо чая — самая радостная, здоровая жизнь. Но радость труда отравляют частные собственники, буржуазия, мещанство. Нил говорит: «В одном не вижу ничего прият ного, — в том, что мною и другими чест ными людьми командуют свиньи, дураки, г>оры.. Но — жизнь 1 № вся за ними! Они пройдут, исчезнут, как исчезают нарывы на здоровом теле. Нет такого расписания движения, которое бы не изменилось!» Нил не просто ненавидит буржуазное отечество, он сознательно его 'отверга ет: — «Я этого порядка — не хочу! Я знаю, что жизнь — дело серьезное, но не устроенное... что она потребует для свое го устройства все силы и способности мои. Я знаю и то, что я — не богатырь, а просто честный, здоровый человек, и все- таки говорю: ничего. Наша возьмет!» («Мещане»), Нилу известно, что без борьбы буржуаз ные порядки не опрокинешь. Он поэтому вполне последовательно заявляет, что права не дают, а их берут, и что человек должен завоевать себе права, если не хочет быть раздавленным грузными обя занностями перед эисилоататорами. На каком же принципе хочет Нил строить новую, бесклассовую родину? Тут ответ прост и мудр: «Всякое дело надо любить, чтобы хорошо делать... Хозяин тог, кто трудится». В докладе «О проекте Конституции Союза ССР» товарищ Сталин сформули ровал правовое положение гражданина со циалистической родины так: «Не имуще ственное положение, ее национальное происхождение, не пол, не служебное по ложение, а личные способности и личный труд каждого гражданина определяют его положение в обществе». (Партиздаг ЦК ВКП(б). М. 1936 г.). Эта великая идея, отражающая самые основы советского патриотизма, коренится в недрах борющегося и побеждающего ка питализм рабочего класса. Горький всег да и в художественных и публицистиче ских произведениях — развивал, прокла мируя, мысли о преобразующей силе труда, о необ’ятных творческих правах и обязан ностях трудового народа, свободно, на се бя производящего. На чем основаны буржуазное отечество и социалистическая родина? Горький кратко и точно на этот вопрос отвечает: «Именно в России начато необходимейшее «дело нашего века», совершается попытка переместить жизнь с трех китов — глупости, зависти, жадности — на осно вы разума, справедливости, красоты». («О белоэмигрантской литературе»). Переме щение с кита — частной собственности, на кита — труд уже произошло. Теперь встают величайшая задана перехода от со циалистического труда к коммунистическо му, когда люди будут работать без нор мы, принуждения, заработной платы, п> потребностям здорового организма — тру диться, творить, создавать материальпые ,и духовные ценности. Горький много писал о «ненужном че ловеке» — стяжателе, насильнике или слугах их. Но пафос творчества Горького в проникновенном изображении Челове ка, который гснорит: «Я создал Мыс лью затем, чтобы опрокийуть, разрушить,! растоптать все. старое, «се тесное и гряз- ■ ное, все злое — и новое создать на вы- i кованных Мыслью незыблемых устоях сво боды, красоты, уважения к людям». («Человек»). Это — интимное задушевно» стремление Человека к тому, что на язы ке марксизма-ленинизма называется ком мунизмом. «Все в человеке —- все для человека» — это и есть завершенное по строение бесклассового общества. Человек, тоскующий но коммунизму, оказывается рабочим, большевиком. Рабочий Левшин («Враги») образно называет весь строй буржуазного отечества «копейкой», («дела человеческие, копеечные дела») и пола гает, что если схоронить «копейку», то- людям враждовать, теснить друг друга не будет причин. Левшин на опыте трудовой жизни изучил, что эксплоататор — неза висимо от личных качеств, враждебен ра бочему люду. Оп метко определяет: «И строгий — хозяин, и добрый — хозяин. Болезнь людей не разбирает». Дело не в личности буржуа, а в его общественном по ложении, которое в силу необходимости ведет к насилию, эксплуатации трудя щихся. Но рабочие — в силу своего об щественного положения — поднимают вос стание против капитализма и строят на принципах, свободных от частной собст венности, националистической узкости, ро довитости и прочих предрассудков, свой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2