Сибирские огни, 1939, № 3

в самых его корнях. Такая гигантская за­ дача выполнена была социалистической революцией, руководимой партией Лени­ на—Сталина, Была создана «грана — «Где пролетариат, следуя учению Марк­ са—Ленина и руководимый Иосифом Ста­ линым, освободил крестьянство' от идио­ тической «масти земля», от покорного подчинения капризам природы, от уродую­ щего влияния собственности, где пролета­ риат ©делал собственника коллективи­ стом». («О культурах»). Пролетариат, ру­ ководимый большевиками, воспитывает народ, достойный социалистической роди­ ны. III Любовь к родине пролетариата, любовь деятельная, творческая, без сантимен­ тов лежит в существе советского патрио­ тизма, охватывающего все народы Союза Советов. Патриотизм советский противоположно резко отличается от патриотизма буржуаз­ ного. Горький . приводит яркий факт, вскрывающий злобную суть буржуазного патриотизма. — «Мещанству как будто неизвестно, что, например, поход Наполео­ на на Москву был детской забавой в сравнении с походами Корниловых, Дени­ киных, Колчаков, Врангелей и др. озве­ ревших патриотов, которых вдохновляли высококультурные «патриоты собственных поместий» и различные «идеалисты» част­ ной собственности» («О мещанстве»). Патриотизм частной собственности: поме­ стий, заводов, фабрик, лавок и пр. — вот социальный круг, дальше которого бур­ жуазия никогда не шагала и что опреде­ ляет всевозможные теории защитников капиталистической родины. Все матери­ альные ценности создаются трудовым на­ родом, рабочим классом. Рабочие и несут миру истинную, правдивую, горячую лю­ бовь к родине. И опять только в творче­ стве Горького можно найти показ роста классового сознания пролетариата, вызре­ вание представлений у него о социали­ стической родине и чувствований к ней. Рабочему не трудно понять такое положе­ ние. Павел Власов говорит матери: «А вот поставили людей одних против дру­ гих, полонили глупостью и стихом, всех связали по рукам и по ногам, стиснули и сосут их, давят и бьют одних другими. Обратили людей в ружья, в палки, в кам­ ни и говорят: — это государство» («Мать»). Рабочие никак не могут оста­ ваться равнодушными, безучастными к тому, как устроено государство, оте­ чество. Каждый день наталкивает их на поиски выхода из государства, родины, где «бьют одних другими». Рабочий Гвоздев («Озорник») возму­ тился!: «Вы про нашего брата рабочего толкуете... а я все читаю... И противно мне читать, потому что все это пустяки одни. Одни слова бесстыжие, Митрий Пав- лыч!.. потому что вы пишете —- не грабь, а в типографии-то у вас что?» Такое отечество, кроме ненависти и страстного желания перестроить его, у ра­ бочих ничего другого возбудить не может. Гвоздев еще пока приближается к поста­ новке вопроса о социалистической роди­ не. — II почему только человек на всю жизнь ребенком но остается? Растет... зачем?» («Озорник»), Злость на буржуазно-дворянское отече­ ство у Гвоздева — взрослая, а мечта о рабоче-крестьянской родине еще детская. Гвоздев полагает, что если бы у интелли­ гентов было сердце', то они подняли бы его с низов на верх. Рабочий Грачев («Трое») тоже восклицает: «Хорошо жить на свете, когда люди — как дети». Но он уже зна­ ет, что частная собственность превращает людей в зверей. Лунев предлагает ему денег на обзаведение собственной мастер­ ской. Грачев отвергает помощь Лунева.: «Спасибо, брат! Из ямы тащишь... Толь­ ко... вот что: мастерскую я н& хочу, — ну их к чорту,' мастерские! Знаю я их»... — «Это ерунда! — сказал Илья. — Лучше хозяином быть... — Какой я хозяин? — весело воскликнул Павел. — Нет, хозяй­ ство и все эдакое... не по душе мне... Козла свиньей не нарядишь...» («Трое»), Революционерка Медведева долго об’яс- няла хозяину лавки Луневу разницу меж­ ду торговлей и трудом. Но он так и не по­ нял этого. А Грачев, по своему положе­ нию рабочего, понимает, что есть труд и что есть эксплоатация труда. Он уходит к революционерам, говоря: «Уйду, потому что понимаю: мне около них и можно жить... около них можно все для себя найти, да!» На еще более идейную высо­ ту поднимается ненависть к буржуазному, мещанскому отечеству у машиниста Нила («Мещане»), Нила характеризует его не­ веста, подчеркивая, что плохо от него бу­ дет, но только дурным, злым, жадным людям. Для Нила кипение мещанских Сиб. огни № 3. 1939. 7.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2