Сибирские огни, 1939, № 3
в самых его корнях. Такая гигантская за дача выполнена была социалистической революцией, руководимой партией Лени на—Сталина, Была создана «грана — «Где пролетариат, следуя учению Марк са—Ленина и руководимый Иосифом Ста линым, освободил крестьянство' от идио тической «масти земля», от покорного подчинения капризам природы, от уродую щего влияния собственности, где пролета риат ©делал собственника коллективи стом». («О культурах»). Пролетариат, ру ководимый большевиками, воспитывает народ, достойный социалистической роди ны. III Любовь к родине пролетариата, любовь деятельная, творческая, без сантимен тов лежит в существе советского патрио тизма, охватывающего все народы Союза Советов. Патриотизм советский противоположно резко отличается от патриотизма буржуаз ного. Горький . приводит яркий факт, вскрывающий злобную суть буржуазного патриотизма. — «Мещанству как будто неизвестно, что, например, поход Наполео на на Москву был детской забавой в сравнении с походами Корниловых, Дени киных, Колчаков, Врангелей и др. озве ревших патриотов, которых вдохновляли высококультурные «патриоты собственных поместий» и различные «идеалисты» част ной собственности» («О мещанстве»). Патриотизм частной собственности: поме стий, заводов, фабрик, лавок и пр. — вот социальный круг, дальше которого бур жуазия никогда не шагала и что опреде ляет всевозможные теории защитников капиталистической родины. Все матери альные ценности создаются трудовым на родом, рабочим классом. Рабочие и несут миру истинную, правдивую, горячую лю бовь к родине. И опять только в творче стве Горького можно найти показ роста классового сознания пролетариата, вызре вание представлений у него о социали стической родине и чувствований к ней. Рабочему не трудно понять такое положе ние. Павел Власов говорит матери: «А вот поставили людей одних против дру гих, полонили глупостью и стихом, всех связали по рукам и по ногам, стиснули и сосут их, давят и бьют одних другими. Обратили людей в ружья, в палки, в кам ни и говорят: — это государство» («Мать»). Рабочие никак не могут оста ваться равнодушными, безучастными к тому, как устроено государство, оте чество. Каждый день наталкивает их на поиски выхода из государства, родины, где «бьют одних другими». Рабочий Гвоздев («Озорник») возму тился!: «Вы про нашего брата рабочего толкуете... а я все читаю... И противно мне читать, потому что все это пустяки одни. Одни слова бесстыжие, Митрий Пав- лыч!.. потому что вы пишете —- не грабь, а в типографии-то у вас что?» Такое отечество, кроме ненависти и страстного желания перестроить его, у ра бочих ничего другого возбудить не может. Гвоздев еще пока приближается к поста новке вопроса о социалистической роди не. — II почему только человек на всю жизнь ребенком но остается? Растет... зачем?» («Озорник»), Злость на буржуазно-дворянское отече ство у Гвоздева — взрослая, а мечта о рабоче-крестьянской родине еще детская. Гвоздев полагает, что если бы у интелли гентов было сердце', то они подняли бы его с низов на верх. Рабочий Грачев («Трое») тоже восклицает: «Хорошо жить на свете, когда люди — как дети». Но он уже зна ет, что частная собственность превращает людей в зверей. Лунев предлагает ему денег на обзаведение собственной мастер ской. Грачев отвергает помощь Лунева.: «Спасибо, брат! Из ямы тащишь... Толь ко... вот что: мастерскую я н& хочу, — ну их к чорту,' мастерские! Знаю я их»... — «Это ерунда! — сказал Илья. — Лучше хозяином быть... — Какой я хозяин? — весело воскликнул Павел. — Нет, хозяй ство и все эдакое... не по душе мне... Козла свиньей не нарядишь...» («Трое»), Революционерка Медведева долго об’яс- няла хозяину лавки Луневу разницу меж ду торговлей и трудом. Но он так и не по нял этого. А Грачев, по своему положе нию рабочего, понимает, что есть труд и что есть эксплоатация труда. Он уходит к революционерам, говоря: «Уйду, потому что понимаю: мне около них и можно жить... около них можно все для себя найти, да!» На еще более идейную высо ту поднимается ненависть к буржуазному, мещанскому отечеству у машиниста Нила («Мещане»), Нила характеризует его не веста, подчеркивая, что плохо от него бу дет, но только дурным, злым, жадным людям. Для Нила кипение мещанских Сиб. огни № 3. 1939. 7.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2