Сибирские огни, 1939, № 3
Сколько деревень на земле? Все народ там живет — настоящий, большой народ. А ты говоришь — вымрет... Народ не мо жет умереть, человек может... А народ нужен богу, он строитель земли» («Быв ши© люди»). Куда суждения Тяпы о на роде — «строителе земли» выше разго воров купца Маякина «о строительстве» отечества миллионеров-насилышков. Оте чество крестьянское, будто бы дающее возможность быть «самому себе хозяином, иттп — куда хочешь, делать — что хо чешь» стало выталкивать землеробов из деревень в город. Лупе® («Трое») пробует разбогатеть, добивается, совершив убийство, этого и, разочарованный в буржуазном отечестве, разбивается на-смсрть о стену. Климков («Жизнь ненужного человеку») затяги вается в охранку, тоскует — и бросает ся под поезд. Так Горький показал драму столкновения отечества крестьянского и отечества буржуазно - дворянского. Бур жуазный город скидывал крестьян на «дно», подталкивая их на уголовное преступление (Лунев), вербовал из них охранников (Климков). В городе были фабрики, заводы — и туда попадали крестьяне. Это уже была политическая школа для крестьян. Из Кирилок, попавших на завод, вырастали крестьянские революционеры. В образе крестьянина Рыбина («Мать») Горький нарисовал первый этап союза рабочих и крестьян. Рыбин крепок тем, что он, крестьян ский революционер, прошел пролетарскую -выучку на заводе и всегда встречает под держку среди революционеров - рабочих. Рыбину представляется обновление роди ны, как поголовно© уничтожение помещи ков, передача всей земли в руки кресть янства и утверждение закона: «мужик кормит всех». Но у Рыбина зарождаются чувства интернационализма. Он говорит: «Когда вот знаешь, что миллионы хотят того же, что и мы, — сердце становит ся добрее». Рыбвн — борец за демократическую, крестьянскую революцию. Крестьянин Дооекин («Лето») уже подготовлен стать активным участником пролетарской рево люции. Досекип — по-крестьянски суро вый целеустремленный человек. О н л п ч- н о е приносит в жертву общественному, его строгость к людям достигает фанатич ности, но он и себя не щадит. Досекин утверждает, что сейчас время беспощад ной борьбы, цена теперешнему человеку небольшая, а когда об’единятся тысячи и миллионы, тогда они без злобы возьмут за горло кого надо. Родимые пятна к р е- с т ь я н с к о г о видны в Досекине простым глазом. Но главное в Досекине — это то, что он освободился от узости крестьянского патриотизма. Он с грустью замечает пресловутую «власть земли» над мужиками. — «Не на земле люди живут, а в самой земле, вплоть по маковку... увязли ноги по коле ни в земле и... все встало, рассеялось, всо салось обратно в нее». Так Досекин ха рактеризует крестьянский патриотизм: «власть земли». Он уже полностью стоит на стороне пролетариата, его борьбы за социалистическую родину. В образе Вялова («Дело Артамоновых») Горький обрисовал общекрестьянский тип эпохи капитализма и начала социалисти ческой революции. Вялову буржуазия не нужна, а у рабочих нет своего хозяйства, они выглядят, по его представлениям, какими-то бездомниками. Вялов—человек недюжинной силы, но он свою силу бере жет, словно ожидает прихода особого времени, когда он и развернет свои трудо вые таланты. Он внимательно присмат ривается к «делу» Артамоновых, видит, что хозяева «дела» сами живут тоскливо, надрывно и другим жить по-настоящему не дают. Но понять сути эксплоатацни Вялову не удается. Фабриканты мешали Вялову поближе подойти к рабочим и вдуматься в их жизнь. Когда Великий Октябрь омел хозяев артамонавского «де ла», Вялов понял, что и как делали фаб риканты трех поколений. И он подался в стан революционного пролетариата. Вялов всю жизнь утверждал: хозяин тот — кто трудится. И он неожиданно встретил такие же мнения и среди рабо чих. Родина принадлежит тем, кто рабо тает — вот на этом закрепился союз крестьян Вяловых с рабочим классом. Горький указывает на бедственное по ложение крестьян стран капитализма, на их примитивную технику, средневековые способы производства, духовную и мате риальную нищету и приверженность к малюсенькой, но частной собственности. Повернуть крестьянство в сторону проле тариата, в сторону социалистической ро дины — это значит подорвать капитализм
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2