Сибирские огни, 1939, № 3
роге: от своего класса ушел, а в проле тариату не пришел, капиталистическую родину потерял, а 'социалистическую роди ну не обрел. Его линию продолжил Илья Артомонов — внук (дело Артамоновых»). Трт поколения буржуазии проходят перед читателями, одни буржуа разлагаются мо рально (Петр), уходят в сторону, в мо настырь (Никита), становятся холодными, машинизированными выколачивателями прибылей (Мирон). А Илья-внук почув ствовал отвращение ко всему артамонов- скому «делу». В лице Петра-отца и его сына Ильи столкнулись две правды. «И махнув рукой в сторону фабрики, отец сказал: — Вон она, правда! Дедушка твой ее начал, я туда положил всю жизнь, а т е перь — твоя очередь!.. Ради тебя я чело века убил... может быть... А сын оглушительно ска/зал ему в за тылок: — Не одного убили вы, вон, там, целое кладбище убитых фабрикой». Илья-внук, говоря это, показал на кладбище рабочих. Он порвал навсегда с «делом» Артамоно вых и ушел в ряды большевиков. По глубочайшему убеждению Горького социалистическая родина является очагом перевоспитания, переделки человека, даже такого человека, который вышел из враж дебного класса пли из враждебной социаль ной группы, как, например, уголовные преступники. Такое перевоспитание — не утопия, оно базируется на том простом факте, что в условиях социалистической родины устанавливаются действительно ч е л о в е ч е с к и е отношения. А это про изводит самое благотворное влияние на лю дей, искалеченных капиталистическим отечеством. Горький так пишет о ценно сти человека: «Пролетариату человек до рог. Даже тоща, когда человек обнаружил социально вредные наклонности и неко торое время действовал, как социально опасный...» («О культурах»). Особенно громадный и сложный путь к социалисти ческой родине проделало многомиллионное крестьянство. Горький знал крестьян- тружеников и как фанатичных мелких собственников. Горький не идеализировал крестьян, не подкрашивал их под социали стов, как это делали народники. Он, странствуя! по Руси, замечал забитость и задавленность крестьян, в то же время отмечал, что они крепко! держатся За свои загоны, дворы и никакого отечества, кроме как с базарами, частной собствен ностью и конкуренцией знать не хотят. И все же крестьянство не устояло про тив влияний социалистической родины, за которую подняли решительную и беспо воротную борьбу рабочие. Обрисовку извилистого перехода кресть янства на сторону пролетариата, на сторо ну завоевания нового социалистического отечества — можно найти в художествен ном и публицистическом творчестве Горь кого. Крестьянин не так-то прост и наи вен, как налагали некоторые' наблюдате ли деревенской жизни. В рассказе «Ки рилка» Горький изобразил мужика, кото рый при господах ведет себя! приниженно и даже глуповато. Но не успели господа от’ехать и десяти шатов по реке, как Ки рилка оживился — куда девались его по корность и тихость. Писатель «видел его серые, бойкие, насмешливые глаза и слы шал Кирилкин странно сильный голос». Горького остро волновал вопрос: куда пойдут миллионы Кирилок. В них причуд ливо 'сшгелись и труд п алчность собст венника, революционность и консерватив ность, и полубезумный восторг делания к низкая узость обывателей. Что давала капиталистическая родина крестьянству? Босячество — вот одна из дорожек, открываемая буржуазией земле робам. На «дно» опускались интеллиген ты, ремесленники, дворяне, но больше всего туда попадали мужики, разоренные капитализмом. Горький, подчеркивает, что крестьяне- труженики и на «дне» все же сохраняли некоторый облик человеческий. «Бытьмо жет порядочный человюк культурного класса и выше такого же человека из му жиков, но всегда порочный человек из го рода неизмеримо гаже и грязнее порочно го человека деревни» («Бывшие люди»). Для босячества характерна полная по теря связи' с родиной 'И с существующей и с той, которую в классовых боях завое вывают рабочие. У крестьянина патрио тизм узкий, замкнутый. Но мужик пред ставляет себя работником на родпой зем ле. Отсюда, из труда и вырастает чувст во национального достоинства, что сохра няется даже у крестьян-босяков. Так Тяпа заявляет: «Народ русский не мо жет исчезнуть — врешь ты... он в библии записан, только неизвестно под каким словом... Ты народ-то зна ешь — какой он! Он — огромный.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2