Сибирские огни, 1939, № 3

сад Горького. Он боролся за партийную линию большевиков в дореволюционное, дооктябрьское время!. Он пропагандиро­ вал партию большевиков, работал под ее руководством в советское 'время. Партия для Горького является самой могучей, на­ правляющей, воспитывающей, организую- щей на борьбу м. победу силой. Партия стоит на страже, охраняя со­ циалистическую родину от нападения! на нее извпе и от разных попыток врагов, пробующих взорвать ее изнутри. Под ру­ ководством партии — во главе с товари­ щем Сталиным — происходит экономиче­ ское и культурное переустройство социа­ листического отечества. Горький видит, что — «Это — люди высочайшего напря­ жения творческой энергии, ученики, со­ ратники и друзья Ленина. Они во главе с Иосифом Сталиным, человеком могучей ор­ ганизаторской силы, дружески воспитыва­ ют в бывшей «варварской» и «нищей» стране нового, культурного хозяина — со­ циалиста» («Две пятилетки»). Только в условиях социалистической родины, замечает Горький, борьба с при­ родой начинает принимать планомерный и научный характер: «В конечном итоге труд, организованный и организуемый энер­ гией партии Ленина—Сталина в Союзе Со­ ветских Социалистических Республик, яв­ ляется началом новой, социалистической истории человечества» («Две пятилет­ ки»). II Большевистская партийность характе­ ризует отношение Горького к социалисти­ ческой родине, в борьбе за ее место на земном шаре, к созиданию, защите пер­ вого в мире бесклассового общества. Горький наблюдает, что «действитель­ ностей — две». Одна действительность господствующих классов, другая! — эк- сплоатируемых масс. И социалистическая родина воздвигается на развалинах этих «двух действительностей». Рабочий класс Союза Советов, взяв в свои руки власть в стране, решил уничтожить эти две непримиримые действительности, насыщен­ ные кровавым цинизмом, наглейшей ложью, лицемерием, косностью и позором, решил уничтожить их и 'создать «третью дейст­ вительность подлинного социального ра­ венства, которая должна исключить из жизни причины основных пороков людей: шстинвт собственности, зависть, жадность и страх перед будущим, страх за жизнь. Именно такая действительность создается в Союзе Советских Социалистических Республик волею, разумом, энтузиазмом коммунистов — рабочих и крестьян». («О действительности») Вот какое видел Горький с о д е р ж а ­ н и е социалистической родины, которая воссоздана под руководством большевиков рабочими, крестьянами, трудовой интелли­ генцией. За такое с о д е р ж а н и е социалисти­ ческого отечества Горький боролся десят­ ки лет и как писатель, и как обществен­ ный деятель. И с полным основанием он заявляет: «А «чудесный сон» о свободе пролетариа­ та, о силе творческой воли его — «сон» этот стал в Союзе Советов героической действительностью» («О цинизме»). Социалистическая родина тем отличает- f ся от капиталистических стран, что в ней множатся люди искренности, правды, большой идейности. Массы всегда привлекала большая, на­ родная правда труда, зажигая в них огонь желаний и мечты о новой жизни. Такая! историческая правда коммунизма засияла в лоне социалистической родины. Нужны были гигантские усилия рабочих, кресть­ ян, интеллигенции, чтобы вьгковать со­ циалистическую правду и перевести ее из возможности в действительность. Как го­ ворил Горький: «Действительность вполне реальна, но еще не истина, она — толь­ ко сырой и грубый материал для созида­ ния будущей всечеловеческой истины» («О женщине»). В самом ходе 'истории классовой борь­ бы «всечеловеческая» истина стала прав­ дой пролетарского социализма. Только в творчестве Горького можно найти показ того, как отщепенцы бур­ жуазного класса, многомиллионное кресть­ янство вынуждены были переходить на позиции революционного пролетариата и вместе с ним завоевывать- социалистиче­ скую родину, строить и защищать ее от многочисленных врагов. Фома Гордеев восстал против своего класса. Ой озлобился до сумасшествия. Фома открывает атаку — в одиночку — на твердыни капитала, обрушивается на буржуазию со страстным обличением, об­ нажает их скрытые мерзости и гнусности. Он присматривается! в рабочим и заклю­ чает, что им известно «что надо делать и как жить». Фома остановился на полудо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2