Сибирские огни, 1939, № 2

•мерзением назад от себя бросили?.. Это вы­ ше всякой меры наглость — одному человеку отдать многие тысячи десятин земли, а .дру­ гой такой же человек, — ему и одной деся­ тины нет». Бондарев обличал и буржуазных ученых за то, что они не служат потребностям бедных: «Сколько много на свете уму непостижимых хитростей, на всякое изделие придуманы ма­ шины: где бы нужно сто человек работать, там одна машина чище всяких человеческих рук работает; хлебная же работа, как кре­ стьяне сами тгридумали еще с незапамятных времен, так и мучаются. А дорого ли бы ему, !М1еханику, стоило бы подойти и сказать немно­ го слов: «Делай так и так», и тем вся сверч- естественная тяжесть свалилась с плеч людей и животных. Нет, он и близко подойти не хо­ чет, как к этой гнусной для него работе, так и к работающему ее. А сам много раз на вся­ кий день ест, без чего и на свете жить не может». Любопытно замечание Бондарева о награж­ дении земледельческого труда. «Было ли от начала века, кто бы получил за хлебное тру­ долюбие и искусство награду?» — спрашивал он и категорически отвечал: «Нет!» И он предлагал: надо награждать за хлебный труд хоть из тысячи одного. Некоторое время у Бондарева была наивная вера в правительство и в царя. Свое сочи­ нение он послал в первую очередь на их рас­ смотрение. Однако, эта наивная вера и под влиянием Толстого и в силу собственного опы­ та вскоре совершенно исчезла. Бондарев по­ нял классовое существо царского 'правитель­ ства. Он писал: «Говорят, прав тех нету и за­ конов, чтобы от помещиков и от разных бо­ гачей землю отобрать и жаждущему трудов отдать. Ну оправдание ли ваше, что прав не­ ту? Если прав нету отобрать, то нет же прав и отдавать. Нет, отобрать от людей права и законы нашли, а отдавать им — прав нету? Чорт туманит ночью, в потьмах, а ты, прави­ тельство, туманишь людей среди белого дня, поэтому у вас боле хитрости нежели у него». Весь памфлет Бондарева проникнут отрица­ тельным отношением к правительству. Бонда­ рев глубоко верил, что царское правительство рано или поздно будет уничтожено: «Помни, правительство, и никогда не забы­ вай, что я хотя и не пророк, а мое сказание мимо не пройдет. Ты хочешь это мое посла­ ние к тебе уничтожить, — нет! Оно тебя ско­ рее уничтожит, из книги живых изгладит и в книгу смертных запишет. Не поможет тебе твоя знатность, не спасут тебя твое красно­ речие и хитрость, не защитит тебя и золото, которое на тебе навешано». Бондарев не знал, какой будет новая жизнь, но он предчувствовал ее приближение, он твердо верил, что на смену царскому прави­ тельству придет новое, которое «будет в двад­ цать раз умней нынешнего». Но как пиоизойдет эта смена, кто произве­ дет ее —■Бондарев не знал, да и не ставил перед собой и своими читателями этого во­ проса. В сочинении Бондарева «ет ни одного слова о том, как должен измениться обще­ ственный строй, как он должен быть построен «в интересах бедных людей». Бондарев видел, что человечество разделено на классы, но он не видел, не знал путей и конечных целей классовой бооьбы. В статье «Лев Толстой,'как зеркало русской революции» В. И. Ленин писал: «Вся прошлая жизнь 'Крестьянства научила его ненавидеть барина и чиновника, но не научила и не мо­ гла научить, где искать ответа на все эти во­ просы». (Ленин, т. X II, стр. ’ 333). Эти слова полностью относятся и « Т. М. Бондареву и его сочинению. Несмотря на то, что в книге Бондарева есть ряд наивных мест, в целом это яркий доку­ мент п р о ш л о г о и прекрасный агитатор за то, что есть, С. Кожевников. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПОЭТ-РАБОЧИЙ ИВАН ТАЧАЛОВ Первого' марта 1939 г. исполнилось 10 лет со дня смерти поэта-рабочего Ивана Тача- лова. Сибиряк, барнаульский рабочий, Иван Тача- лов прошел страшную жизнь. Он был одним из тех талантливых выходцев из народа, ко­ торых «капитализм мял, давил, душил тыся­ чами и миллионами». (Ленин). Кмсожалению, биография Тачалова до сих пор не написана, на:м неизвестен даже год его рождения. О жизни Тачалова мы знаем только по его автобиографической «Мрачной повести» и ко­ роткой автобиографии, опубликованной А. М. Горьким в 1911 г. в «Современном мире». Вот что писал Тачалов в этой автобиогра­ фии: «Перше проблески памяти рисуют мне де­ рущихся пьяных отца и мать. Помню и смерть матери, но, будучи трехлетним, не понимал своей утраты, даже был доволен, что благо­ даря этому меня отпустили играть. Шести лет мне чуть не пришлось отправиться вслед за матерью, и черви, расплодившиеся в моих ранах, а также и паразиты, и грязь, и смрад очень тому способствовали, но я только оглох на оба уха. Семи лет я в двенадцать дней окончил курс образования в отцовском уни­ верситете по новейшему способу преподава­ ния, чтению —• по обтрепанным листам кален­ даря, письму — палкой на песке. Пятнадцати лет ходил в Семипалатинск на святой ключ Абалакской божьей матери просить исцеления от глухоты, но простудился, купаясь в холод­ ном ключе, и, не солоно хлебавши, вернулся

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2