Сибирские огни, 1939, № 2
Е. И. Владимиров, — была передана красно ярскому купцу библиофилу Г. В. Юдину для издания. Юдин издать ее не решился и поло жил ее на хранение в свое архивохранилище. Многие полагали, что с (продажей Юдиным своей библиотеки в Америку туда же была продана и рукопись Бондарева. На самом де ле эта рукопись продана не была и вместе с другими материалами находится в Краснояр ске и поныне». Рукопись увидела свет в полном виде толь ко в наши дни. 1 В 1938 г. Красноярское крае вое издательство выпустило книгу «Т. М. Бондарев и Л. Н. Толстой», в которой труд Бондарева напечатан полностью (редакцией сделаны пропуски лишь второстепенных мест и повторений, что советовал Бондареву Л. Н. Толстой). В книгу «Бондарев и Толстой» вошли, юро- ме основного материала — труда Бондарева «Трудолюбие и тунеядство, или торжество земледельца», —• предисловие Н. Гусева, под робная биографическая справка о Бондареве, статьи о взаимоотношениях Бондарева с Тол стым и с губернской администрацией, библио графический указатель о Бондареве. Составитель книги Е. И. Владимиров проде лал большую, полезную работу. Перед нами книга, в которой с необычайной искренностью и с большой силой страсти показана беспо щадная правда о царской России. , Ц. О. «Правда» как-то писала в одной из своих обзоров: «Конкретный, яркий документ прошлого — лучший свидетель того, что бы ло, и не плохой агитатор за то, что есть». Именно таким документом прошлого является ' книга Бондарева. Тимофей Михайлович Бондарев, как впро чем и все крестьянство его времени, прожил жуткую, страшную жизнь. Он родился в 1820 г. в семье крепостного крестьянина и сам длительное время был крелостньш. «Пред ставьте, читатели, — писал Бондарев о кре постничестве, — три дня человек должен ра ботать себе в неделю, а другие три дня — по мещику; ему работай, хлеб свой ешь, а -скот, на котором ему работаешь, — своим корми, а у 'многих ни хлеба, ни сена нет, тут что? В этих трех днях случится какая-либо неуда ча к работе, или праздник, а то по два (а эти люди были набожные). А потом иди на три дня помещику работать, а четвертый воф кресенье. А потом сено в рядах, в валах и копнах, хлеб хороший поспел, его ветром вы бивает, землю всю зерном покрыло. Вместо хорошего хлеба получает человек пустую со лому, а вместо хорошего сена — получаем назем, и остается человек сам и скот его на весь год голодным и холодным». На 38-м году жизни Бондарев за «неугодные мысли» был сдан помещиком в солдаты иа 25 лет, В царской армии Бондарев пробыл де 1 В 1906 г., через восемь лет после смерти автора, Толстой сделал еще о д н у попытку из дать сочинение .Бондарева в издательстве '.Посредник», но и это издание цензурой было запрещено. с я т ь лет и перенес все ужасы николаевской казармы. В армии ему посчастливилось .познакомиться •с рукописным с п и с к о м книги Радищева «Пу тешествие из Петербурга в Москву». Под влиянием идей Радищева Бондарев начал вы ражать недовольство николаевским режимом, начал требовать сокращения солдатской служ бы «до трех, много пяти лет». За это его ис ключили из полка, лишили воинского звания, отдали под С у д . Около двух лет просидел Бондарев в тюрьме, а затем военно-судебная комиссия приговорила его к вечному поселе нию в Сибири. .'Бондарев стал жителем дерев ни Иудино, Бейской волости, Минусинского уезда. _ Там, на 54-м году жизни, Т. М. Бондарев"и написал свое гневное обличение царского правительства, дворян и прочих тунеядцев. - Рукопись свою Бондарев начал такими сло вами: «На два круга разделяю я мир весь: один из них возвышенный и почтенный, а дру гой униженный и отверженный. Первый пыш но одетый и за сластями чужих трудов сто лом в почетном месте величественно сидя щий — это —привилегированное сословие. А второй круг — в рубище одетый, изнуренный тяжкими трудами и сухоядением, с унижением и с поникшею головой, ic бледностью покры-. тьщ лицом у порога стоявший — это бедные хлебопашцы... Тут ясно видно, что между эти ми двумя классами людей, это между земле дельцами и тунеядцами, вовеки непримиримая вражда положена». «Теперь обращаю я слово мое к своим това рищам — хлебодельцам, — пишет далее Бон дарев, — и говорю им так: «Что мы все веки и вечности стоим перед ними с унижением и с молчанием перед ними, как животные четве роногие?» «Теперь выступаю я, Бондарев, из среды своего круга, у порога стоявшего, и задаю председательствующим следующие вопросы...» Затем, развивая свою мысль, он в 145 во просах изобличает тунеядцев и каждый раз добавляет: «пуще зноя пеку и холоднее мо роза зноблю». Основное в произведении Бондарева — во прос о земле. Он доказывает, что правящие классы владеют землей незаконно.- «Начиная от Рюрика, первого князя россий ского, роды и роды наши без всякого набора войска добровольно выходили на очевидную смерть против врагов, где кровь человеческая реками лилась. Папавш'имся в плен гвозди под ноги забивали, на горячие сковороды стави ли. А за что они — эти предки наши — стра дали? За землю! Чтобы было на (ч<-:м буду щем их родам жить. Б л ч 'у 250 годов горше л} о той смерти страдали з крепостно - рабстве. За что? За землю! В казну подать несли — за что? За землю! Безропотно выпо лняют все налоги — за что? За землю! Дают для защи ты своего отечества солдат — за что? За зем:- лю! ...Земля с трудом непрерывным канатом свя зана, т. е. чья земля, того и труды должны быть над нею. Почему же вы, помещики, зем лю у нас нагло отняли, а труды чад нею с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2