Сибирские огни, 1939, № 2

Е. И. Владимиров, — была передана красно­ ярскому купцу библиофилу Г. В. Юдину для издания. Юдин издать ее не решился и поло­ жил ее на хранение в свое архивохранилище. Многие полагали, что с (продажей Юдиным своей библиотеки в Америку туда же была продана и рукопись Бондарева. На самом де­ ле эта рукопись продана не была и вместе с другими материалами находится в Краснояр­ ске и поныне». Рукопись увидела свет в полном виде толь­ ко в наши дни. 1 В 1938 г. Красноярское крае­ вое издательство выпустило книгу «Т. М. Бондарев и Л. Н. Толстой», в которой труд Бондарева напечатан полностью (редакцией сделаны пропуски лишь второстепенных мест и повторений, что советовал Бондареву Л. Н. Толстой). В книгу «Бондарев и Толстой» вошли, юро- ме основного материала — труда Бондарева «Трудолюбие и тунеядство, или торжество земледельца», —• предисловие Н. Гусева, под­ робная биографическая справка о Бондареве, статьи о взаимоотношениях Бондарева с Тол­ стым и с губернской администрацией, библио­ графический указатель о Бондареве. Составитель книги Е. И. Владимиров проде­ лал большую, полезную работу. Перед нами книга, в которой с необычайной искренностью и с большой силой страсти показана беспо­ щадная правда о царской России. , Ц. О. «Правда» как-то писала в одной из своих обзоров: «Конкретный, яркий документ прошлого — лучший свидетель того, что бы­ ло, и не плохой агитатор за то, что есть». Именно таким документом прошлого является ' книга Бондарева. Тимофей Михайлович Бондарев, как впро­ чем и все крестьянство его времени, прожил жуткую, страшную жизнь. Он родился в 1820 г. в семье крепостного крестьянина и сам длительное время был крелостньш. «Пред­ ставьте, читатели, — писал Бондарев о кре­ постничестве, — три дня человек должен ра­ ботать себе в неделю, а другие три дня — по­ мещику; ему работай, хлеб свой ешь, а -скот, на котором ему работаешь, — своим корми, а у 'многих ни хлеба, ни сена нет, тут что? В этих трех днях случится какая-либо неуда­ ча к работе, или праздник, а то по два (а эти люди были набожные). А потом иди на три дня помещику работать, а четвертый воф кресенье. А потом сено в рядах, в валах и копнах, хлеб хороший поспел, его ветром вы­ бивает, землю всю зерном покрыло. Вместо хорошего хлеба получает человек пустую со­ лому, а вместо хорошего сена — получаем назем, и остается человек сам и скот его на весь год голодным и холодным». На 38-м году жизни Бондарев за «неугодные мысли» был сдан помещиком в солдаты иа 25 лет, В царской армии Бондарев пробыл де­ 1 В 1906 г., через восемь лет после смерти автора, Толстой сделал еще о д н у попытку из­ дать сочинение .Бондарева в издательстве '.Посредник», но и это издание цензурой было запрещено. с я т ь лет и перенес все ужасы николаевской казармы. В армии ему посчастливилось .познакомиться •с рукописным с п и с к о м книги Радищева «Пу­ тешествие из Петербурга в Москву». Под влиянием идей Радищева Бондарев начал вы­ ражать недовольство николаевским режимом, начал требовать сокращения солдатской служ­ бы «до трех, много пяти лет». За это его ис­ ключили из полка, лишили воинского звания, отдали под С у д . Около двух лет просидел Бондарев в тюрьме, а затем военно-судебная комиссия приговорила его к вечному поселе­ нию в Сибири. .'Бондарев стал жителем дерев­ ни Иудино, Бейской волости, Минусинского уезда. _ Там, на 54-м году жизни, Т. М. Бондарев"и написал свое гневное обличение царского правительства, дворян и прочих тунеядцев. - Рукопись свою Бондарев начал такими сло­ вами: «На два круга разделяю я мир весь: один из них возвышенный и почтенный, а дру­ гой униженный и отверженный. Первый пыш­ но одетый и за сластями чужих трудов сто­ лом в почетном месте величественно сидя­ щий — это —привилегированное сословие. А второй круг — в рубище одетый, изнуренный тяжкими трудами и сухоядением, с унижением и с поникшею головой, ic бледностью покры-. тьщ лицом у порога стоявший — это бедные хлебопашцы... Тут ясно видно, что между эти­ ми двумя классами людей, это между земле­ дельцами и тунеядцами, вовеки непримиримая вражда положена». «Теперь обращаю я слово мое к своим това­ рищам — хлебодельцам, — пишет далее Бон­ дарев, — и говорю им так: «Что мы все веки и вечности стоим перед ними с унижением и с молчанием перед ними, как животные четве­ роногие?» «Теперь выступаю я, Бондарев, из среды своего круга, у порога стоявшего, и задаю председательствующим следующие вопросы...» Затем, развивая свою мысль, он в 145 во­ просах изобличает тунеядцев и каждый раз добавляет: «пуще зноя пеку и холоднее мо­ роза зноблю». Основное в произведении Бондарева — во­ прос о земле. Он доказывает, что правящие классы владеют землей незаконно.- «Начиная от Рюрика, первого князя россий­ ского, роды и роды наши без всякого набора войска добровольно выходили на очевидную смерть против врагов, где кровь человеческая реками лилась. Папавш'имся в плен гвозди под ноги забивали, на горячие сковороды стави­ ли. А за что они — эти предки наши — стра­ дали? За землю! Чтобы было на (ч<-:м буду­ щем их родам жить. Б л ч 'у 250 годов горше л} о той смерти страдали з крепостно - рабстве. За что? За землю! В казну подать несли — за что? За землю! Безропотно выпо лняют все налоги — за что? За землю! Дают для защи­ ты своего отечества солдат — за что? За зем:- лю! ...Земля с трудом непрерывным канатом свя­ зана, т. е. чья земля, того и труды должны быть над нею. Почему же вы, помещики, зем­ лю у нас нагло отняли, а труды чад нею с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2