Сибирские огни, 1939, № 2
V т. М. БОНДАРЕВ и Л. Н. ТОЛСТОЙ «Все это я, Бондарев, писал три жизни мо ей, своею рукой, А кто я был ? Я был. Ново черкасской области помещика Чернозубова крепостной раб, на хребте которого помещик е з д ш } и удила в рот закладывал, а сколько тогда людей было в крепостном рабстве? 24 миллиона! «О, други мои, читатели и слушатели, да если бы я не один язык имел, а много, и го ворить бы хотел, и тогда не можно бы было подробно поведать все горести те, изнемогут всякие уста человеческие из’яснить муки те... Девяносто девять бедствиев я прошел здесь молчанием, а сотое только сказал...» Так начал свое завещание потомству кре стьянин села Иудино Красноярской губернии Т. М. Бондарев, автор знаменитого памфлета «Трудолюбие и тунеядство, или торжество земледельца». Памфлет Б о н д а р е в а «Т р у д о л ю б и е и туне ядство» — это исключительно сильный, очень яркий обличительный документ. «Толстой был поражен, — пишет Н. Гусев, — силой, кра сотой и образностью народного языка, кото рым было написано сочинение Бондарева, особенно же его содержанием — правдой и ж и з н е н н о с т ь ю тех чувств и мыслей, которые выразил Бондарев в своем сочинении и ко торые являлись характерными для многомил-^ лионного русского крестьянства того време ни». В предисловии к сочинению Бондарева Л, И. Толстой писал: «Труд Тимофея Михай ловича Бондарева кажется мне очень заме чательным по силе, ясности и по красоте языка и по искренности убеждения, видного в жаждой строчке, а главное по важности, верности и глубине основной мысли». Глеб Успенский с огромным интересам озна комился с рукописью 'Бондарева и широко использовал ее в своих очерках. Сочинение Т. М. «Бондарева было написано в начале 80-х годов. Оно вызвало оживлен ные отклики. Десятки статей и писем посвя щены были ему. Но при жизни автора его труд ни разу полностью не был издан на русском языке. 2 В " 1885 году московский врач В. С. Лебе дев, находившийся в м и н у с и н с к о й с с ы л к е , прислал сочинение Бондарева Л. iH. Толстому. В тот же день Толстой прочел его своим семейным, и, как писал он на другой день В. С. Лебедеву, «все встали после чтения молг ча и пристыженные разошлись». Толстой приложил энергичные усилия к то- му, чтобы рукопись была напечатана. В 1886 г, он передал ее в журнал «Русское богатство», написал к ней предисловие. Рукопись была 1 Е. И. В л а д и м и р о в . — «Тимофей Ми- хайлович Бондарев и Лев Николаевич Тол стой». С предисловием и под редакцией Н. К, Гусева. Красноярское краевое издательство. 1038. Стр. 105. Тираж 3150. Ц. 2 <р. 85 к. * В начале 90-х годов труд Бондарева быд издан в Париже на французском языке. набрана, но не увидела света: цензура нало жила запрет. В 1888 году Толстой пытался опубликовать сочинение Бондарева в журна ле «Русская старина». Сочинение было напе чатано, но не вышло: из журнал**оно было вырезано цензурой. Не увенчалась успехом и третья попытка Толстого. Номера еженедель ника «Русское дело», в котором .рукопись бы ла напечатана хотя и в с о к р а щ е н н о м в и д е , были конфискованы. «Надивиться, надивиться я не могу ниже следующему, — писал Бондарев в одном н р своих писем, — два великие писателя, Лев Николаевич Толстой и Глеб Иванович Успен ский, они в своих сочинениях на всевозмож ные лады хвалят, превозносят, выше облаков поднимают и всему свету показывают одоб рение моему учению... Похвалу, одобрение и возвышенность тому моему учению печатать можно, а самого учения, т. е. ту вещь, кото рая одобряется, в свет выпустить нельзя». Впрочем Бондарев не особенно и надеялся, что царское правительство разрешит напеча тать его труд. В посмертном обращении ic читателю он сознавался: «Я неизбежно ждал, что загонят меня за это туда, где Макар те лят ме пас, потому что я в этом произведе нии белоручек горячей огня пеку и холодней мороза зноблю». При жизни Бондарева труд его не был про читан теми, для кого о н был написан. Н о Б о н д а р е в н е мог допустить, чтобы'мысли eio умерли вместе с ним, чтобы сочинение tro осталось неизвестным людям «его icpyija». Слишком много он вложил ума, сердца, труда в свое сочинение, слишком страстно верил он в обличительную его силу, слишком искре: ще желал он изменить существовавший порядок в стране. И он в глубокой старости, за два года до смерти, решился на последнее средство: на двух к а м е н н ы х плитах высек свое завещаше потомству и наказал сыну положить эти ши ты на могиле. На камне, который был после смерти Бон дарева положен у изголовья, выоечено: «О, какими страшными злодеяниями и варварств.; ми переполнен белый свет! !По всей Росоии всю плодородную при водах землю, луга, ле са, рыбные реки и озера, все это цари от людей отобрали и помещикам да 'миллионе рам и разным богачам отдали на вечное в|)е- мя. А людей подарили в жертву холодной и голодной смерти». Но много ли высечешь на каменных пн.' тах! И Бондарев сделал надгробный стодил с выдвижным ящиком, в который завещал на ложить свое сочинение «Трудолюбие и туке- ядство». Он написал специальное обращение к читателю, в котором есть такие слова: «$.- нечно, не сразу же прочитать тебе все этч, а со временем и со временем. Беда же угод но тебе в дом взять эту мою рукопись, i о возьми, я дозволяю, и скоро на это же ме<:то возврати». iB надгробном столике рукопись лежала сио< ло года. «Затем эта рукопись, — сообщает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2