Сибирские огни, 1939, № 2
Прием, когда-то подсобный, вошел в плоть « ТврюйГ творчества Алексеева, разросся, одредслля собой не только лексику, но в ря де случаев и композицию. Так построено стихотворение «Партизанская пушка». Оно состоит из двух, тесно связанных между со бой, частей. Сначала насмешники говорят, что даже в шестнадцатом веке Ермак не мог бы .напугать врагов ©той пушкой и что пос ле выстрела из нее «разве птица в полете просвистит крылом», больше никто не испу гается. Вторая часть стихотворения отрица ет первую, рассказывая, как из этой, столь жалкой на вид, пушки партизаны били бе лых. Пушка не такая, а вот такая. Помогает ли прием, усложненный Алексее вым, раскрытию поэтического образа, служит ли средством достижения наибольшей выра* .штельностн? Помогает, когда он обусловлен развитием мысли, содержанием, темой. Там, где отри цание логически оправдало, оно бывает у Яиваодра Алексеева весьма сильным. Мы считаем самой удачной вещью стихо творение «Иуда». Оно начинается тем, что сумасшедший игрок проигрывает «недоступ ные звезды» «одному сумасшедшему бесу». «Он проигрывал звезды небесные вдрызг, Все светила, как личные вещи. -Бес тогда подымал торжествующий визг, А на, беса орал сумасшедший. Обвинял он лукавого: «Шулер, ты спер Козырного туза и десятку». Но б ответ хохотал он, двурогий •партнер, И плясал до унаду вприсядку. Хохотал и- плясал, и кивал на лупу: — Вот и выигрыш мой под водою!.. И безумец поплыл за луною во дну, В омут ринувшись вниз головою. Не доплыл до луны»... Отрицание (без «не») доведено до крайних пределов, до абсурда. Когда же Никандр Алексеев сравнивает заклятого врага совет ского, народа то с бесом, то с безумцем, за нимавшимся абсурдной игрой, — от этого образ Иуды приобретает чрезвычайную кон кретность, убедительность. Логически развивая отрицающую мысль, Никандр Алексеев кончает стихотворение <';iльными строками: «Точно так же, как прежде картежник. тонул, Завтра в море Японском иль в Рейне К отраженью планеты уйдет в глубину Навсегда угнетатель последний. На веселой земле при господстве труда Не окажется места для блуда, Дно морское — последнее место, куда Эмигрировать сможет Иуда». Далеко не обычный, не стандартный подход к теме, подход, органически присущий по эту, связанный со всей системой лексики и композиции его стихов, дал в итоге удачу. Но не везде этот подход оправдай смыслом, сутью. В других вещах слишком много «ли», много вопросов, остающихся без ответа и как бы повисающих в воздухе. Характерно, что на концах фраз с этой приставкой Алек сеев иногда ставит точку, а не вопроситель ный знак, тем самым подчеркивая, что во прос —- в сущности, не вопрос, и ответ на н&го все равно не должен быть получен. Это создает впечатление риторичности и затруд няет восприятие. Другое дело, когда Алексеев пользуется приемом утверждения через отрицание тонко и осторожно, рисуя запоминающиеся портре ты людей. Интересно стихотворение «С. • М. Киров». Оно чрезвычайно характерно, типич но для Алексеева и со стороны лексической и со стороны композиционной, и, вместе с тем, «по совершенно своеобразно. «Один комдив орденоносный, Друг давний, заглянул ко мне. На кудри сыпан снег наносный, Сутулость — годы на шипе. Цените снежность не на каждом, Цените снежность тех волос, Каких коснулся не однажды Сибирской каторги мороз. Цените снежность тех особо. Кто не свернул нигде с пути, Кто в доблесть взял себе -- до гроба По трассе партии итти. Совсем на письмена похожи Морщины — мечен жизнп стаж, Наверняка ходил по коже Не из графита карандаш. И этой письменности строки Кто грамотей —-читай, пойми, — Их написал режим жестокий Застенка около Томи». Так начинается это стихотворение. У ком дива, который, не дрогнув, хоронил своего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2