Сибирские огни, 1939, № 2

ТРИБУНА ПИСАТЕЛЯ 1/ 'СВОИМ голосом Своеобразие стихов Никандра Алексеева — прежде всего в их лексике и в их интона­ циях, далеко не совсем привычных. Весьма часто в его стихах (мы берем лишь две последние его книги: «Родина» — Мо­ сква, Гослитиздат, 1938 г. и «Стихи» — Но­ восибирск, Новосибгиз, 1938 г.) встречается утверждение, идущее от отрицания: «Никем не оказано у старта: Зачем безумствовать, нилот, — Не посулил тебе возврата Морей холодных ледоход. Могли сказать: не смей разбиться! Иль нежно...» Здесь отрицание, ведущее к утверждению, оправдано логикой, развитием мысли. Поня­ тен этот прием и в тех случаях, когда он употребляется для сравнения: «Не пушки грохотали, руша Жилье и жизни цвет губя, На море дальнем лед бездушный Борта расплющил корабля». ■ (Стихотворение «Герои»). Мы имеем дело с одним из традиционпей- ших приемов русского былинного и песен­ ного фольклора, вошедшим в обиход поэтов, близких национальному началу. В «Слове о полку Игореве» говорится, что Боян не десять соколов ^пускал на стаю лебединую, но свои вещие персты возлагал на живые струны, они же сами князьям сла­ ву рокотали. Сравнение перстов певца с соколами дано /традиционным приемом. Образ десяти соко­ лов и лебединой стаи как бы отрицается для того, чтобы сравнить с ними пальцы Бояна и струны гуслей. В позднейших и современных нам поэтиче­ ских школах этот прием, конечно, песенный по своему происхождению, был ибиользогвак слагателями песен и стилизаторами («Не осенний мелкий дождичек, брызжет часто* сквозь туман»; «То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит»), но он не употреб­ лялся или почти не употреблялся в стихах с ораторской и разговорной интонацией. Стихи Никаидра Алексеева 'своеобразны прежде всего потому, что хотя интонация в них преобладает ораторская, но в них широ­ ко использован песенно-былинный прием: сравнения через отрицание, утверждения об­ раза посредством отрицания. Однако, этот прием у пего значительно усложнен. В ряде стихотворений ой приме­ няется не для того, чтобы прямо, непосред­ ственно сравнивать одно с другим, а для сравнения косвенного, только намекающего,, для снязи между понятиями родственными, но внешне несходными. Вместо прямого отрица­ ния «не» мы зачастую встречаем вопроси­ тельное «ли», — интонация становится во­ просительной, что корнями своими также ухо­ дит в народную поэтику. «Когда бы мог, сказал бы блюминг, Кузнецкий блюминг: — Неужель За доблесть мы не ближе любим, Чем на полярном рубеже? И кроме, — в домнах на Урале Металлы на моем огне Любые плавлю... Не пора ли, Но время ль вспомнить обо мне?» («Герои», вариант из книги «Родина»), Отрицание «не» и приставка «ли» повто­ ряются в стихах Алексеева так часто, как- только это можно без ущерба для смысла. В стихотворении «Иуда», состоящем из ста строк, пятнадцать «не». В «Героях» (вари­ ант сборника, «Родина») на сто сорок строк— двенадцать «не» и семь «ли».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2