Сибирские огни, 1939, № 2

Сделан ты, топшур мой. Две топкие струны. Из конского волоса свитые, На тебе натянуты, топшур мой. Из старого кедра, Выросшего от двух корней, Сделана скрипка моя. Две тонкие струны, Из конского волоса свитые, На скрипке моей натянуты. Иод моими двумя пальцами I'трупы твои, топшур мой. Нежно звенят. Многочисленный народ наш Любит, ■скрипка моя, Слушать тебя. Под моими десятью пальцами Ты весело звенишь, Топшур мой. Люди, сидящие здесь, По тебе соскучились, Топшур мой. ’ В двух руках моих Будь многоголосым; Слова, мною оказанные, Звоном украшай. Спел молодой парень запевку. Спел низким и густым голосом, как искусный сказитель, и всем понравилось. Поднесли ему чашку араки. Выпил Николай и запел сказку про богатыря Алып-Маиаш: «...Аиын-Манаш крикнул, как сто богаты­ рей кричат. Конь его ногами топнул, как сто громов 'промят. Слеза, повисшая «а тон­ кой реснице, не успела упасть, — Альш-Ма- маша уже не видно. Едва успел богатырь на восход солнца взглянуть, оказывается, конь ого уже к закату подлетал. Едва, успел Алый- Манаш заметить тающую утреннюю луну, оказывается, конь его уже примчал в огнен­ ной, восходящей в вечернем небе. Куда конь копытом ударял, там черные озера 'появля­ лись. Низкие горки конь мягко отбрасывал, высоким горам на грудь наступал. Вот уже виден дым над стойбищем Ак-Каана. На все четыре копыта конь разом стал. С места не идет, будто ноги пустили в землю цепкие корни... В гневе Алыи-Манаш удилами коню рот до ушей разорвал. Нагайкой ему круп до костей рассек. Как вихрь, бело-серый конь взвился. В гору, иод гору он, как птица, ле­ тел, но долине, как вода, бежал. Алыи-Ма­ наш с Ак-Вааном’ сражаться ехал»... 1 Ак-.Каан —• белый хан. Много часов* без отдыха пел юный свази тель, никто домой не ушел. С тех пор пошла по горам добрая слав; о новом кайчн. За 20-30 верст начали приез жать люди к Улагашу, чтобы послушать ег< сына. Издалека приходили охотники на ti становье, где •ночевал молодой сказитель Бывало, пел он семь ночей подряд. И во< одну и ту же сказку, не повторяя ни одно го эпизода. Вот какие длинные народиьк произведения знал Николай! Но, несмотря на большую физическую си лу сына, несмотря на талант и из^естност: сказителя, бедность не покидала юрты Уда гаша. —• Когда же мы расплатимся с баем Ба рабашем? — спрашивал Николай отца. — Когда же хорошая жизнь придет на наш* стойбище? — Гора Белуха высока, ее вершину руган не достанешь, — сказал отец, покачав голо вой. Так и счастье для бедняка — сколь ко ни тянись к нему, никогда не дотянешь ся. В юрте Улагаша, как у всех алтайцев ] то время, было грязно. 0 полотенцах не зна ли. Глаз никогда не умывали, боясь навлеч; беду на стойбище. Трахома ходила но юртаз кочевников. В 16 лет болезнь унесла зрели* Николая. Голубые хребты, серебристые снежны* вершины, зеленые леса с россыпями цве тов, бурные реки — все залила вечная тьма Единственную отраду теперь Николай иахо днл в чудесных, жизнерадостных сказках, i которых повествовалось о том. как бедая’. побеждает хитрого и злого зайсана, Kai дряхлые старики становятся молодыми, ; слепые — зрячими. Герои сказок Улагашева — выходцы и: бедняцких юрт. Они начинают свою жизнь i столь же тяжелой нужде, в какой жил саз сказитель. Они вступают в единоборство i сильными ханами и всегда побеждают их Они, умные и находчивые, одурачивают ха нов, зайсанов, шаманов и даже самого до брого бога Ульгепя, а над злым нодземныз богом Эрликом онп смеются и потешаются Самые сильные н умные из героев сказо* Улагашева вступают с Эрликом в жестокул схватку и побеждают его. Герои сказов по коряют природу — прокладывают дороги че рез горы, строят мосты через реки и выво дят воду в долины, чтобы оросить поля. Горька п т я ж к а был а ж и зн ь Улагашек

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2