Сибирские огни, 1939, № 2
НИКОЛАЙ УЛАГАШЕВ, ПЕВЕЦ ОЙРОТИИ1 лтого февраля, как всегда. Николай Ула- ■ов проснулся да» рассвета. Он разбудил >и сказал ему: Время на ферму идти, кормить скот... «абил трубку листовым табаком, выкурил, ж я , взял крепкий еловый костыль и, унывая им путь, вышел из дома. Ядреный февральский морозец коснулся морщинистого лица. Старив запрокинул ову, — ни одна пушистая снежинка не ца на его щеки. Лес на ближних горах счал. Слегка поскрипывал снег под ногой. ■День будет погожий, ясный», — подумал ’лис. Прошел по двору. ) всей деревне пели голосистые петухи, к и недоекые 'коровы, зовя к себе доя- с телятами. Молодой парень шал на во- >й колхозных лошадей, звонкая песня его ;ла к чистому голубому небу: Не страшны нам снежные горы, — Мы проедем на быстрых конях. Не страшны нам вражьи угрозы, — Армия закалена в беях! ->хо летело от горы к горе. Наши верные коки взросли На высоких зеленых лутах... Наша крылатая армия Закалена в хасаяских боях! У Хорошо поет! — воскликнул старик.— ет молодежь сочинять сильные песни!., иколай вспомнил, что до большого празд на осталось 18 дней. Он давно ждет этот ! Сказки Николая Улагашева, переведенные >усокий язык: «Пыо и Тап-тажлан» («Сказ- Алтая», Новсибгиз, 1933 г.), «Алый Манаш» Танзачан.) (печатаются в сборнике алтай- х сказох, который выходит в Детиздате ВЛКСМ). Песни Улагашева на русский к еще не переведены. На алтайском языке .ается книга сказок сказителя-орденонос- А. К. праздник Красной Армии.. Он споет там пес ню, как певал не раз своим колхозникам в день первого мая и в годовщину Октябрьской революции. Старив вернулся в дом, сел к окну., Ще ку его через оконное стекло ласково погла дил нежный луч: взошло солнце над леси стыми горами. Внуки ушли в школу. В руках старшей снохи зашуршали старые, жесткие овчины,— кому-то починяет шубу. Хорошо думать в тишине! Можно вспомнить всю свою жизнь, день за днем, все 78 лет. Из этой длинной вереницы — 62 года темных. А вот теиерь- то и нужны глаза! Посмотрел бы сейчас на радостные улыбки счастливых колхозников, на их сияющие, довольные глаза, и это еще больше скрасило бы старость. Тяжела была жизнь в молодости. Тогда не пели сильных и веселых песен, а все грустные. Но в сказки давпо народ вклады вал свои думы о лучшей жизни, о расправе о обидчиками, обиралами и ворами-зайсана- ми2, баями и шаманами. Много таких ска зок хранит емкая память. Вот хотя бы оди нокий мальчик Расту, который в раннем дет стве жил на солнечной стороне одновершин ной горы, на берегу молочного озера. Хан обманул доверчивого мальчика; увез к себе, обещая усыновить, и сделал своим рабом. Но Расту узнал одно сильное слово — «пыл!» достаточно было произнести это слово, как враг прилипал к земле. Маленький.раб по чувствовал себя сильным. Ростом он был с. козленка, но теперь хан перед ним дрожал, как мышь, зажатая в ладонь, А ханша сто яла перед мальчиком, как большая лягушка. Даже знаменитый шаман ускакал от него опозоренный. Мальчик произносил свое «пип!», я ханская семья прилипала к земле. 2 Зайсзн — родовой старшина, князек.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2