Сибирские огни, 1939, № 2
Г. У. Бузурбаев С и би р с к и й с о ю з р с д р п В конце XIX — в начале XX века Сибирь , -с ее 13 миллионами квадратных километров территории и 8 миллионами населения вое еще была типичной окраиной дряхлевшей Российской империи. Промышленная и сель скохозяйственная отсталость, патриархаль щина, дикость, бескультурье, беззастенчивый произвол царских Опричников безраздельно господствовали на всем необ’ятном простран с т в богатейшего края. Все это делало Си бирь в глазах царского правительства самым подходящим местом ссылки и каторги. И всо-таки Сибирь, как и другие окраины России, в начале XX века быстро втягива лась в орбиту капиталистического развития. Промышленность — в первую очередь, уголь ная и железнодорожная — развивалась чрез вычайно быстрыми темпами (значительная участь ее находилась в руках иностранного капитала). Вполне естественно, что с ростом промыш ленности, с прокладкой транссибирского же лезнодорожного пути шел параллельно и рост концентрации рабочего класса. В начале XX вока пролетариат Сибири, как и всей цар ской России, был уже основной, решающей силой революции. «Сила — революционная, могуча'я, непобедимая — пе призрак, не са мообман: и сила эта — русский пролетариат, твердо шествующий иод знаменем революци онной социал-демократии к своей великой конечной цели — с о ц и а л и з м у » . 1 Так утверждал Сибирский социал-демократиче ский союз еще б 1903 г. И он имел на это нраво. Обратимся к цифрам. В 1901 г. в Сибири насчитывалось около 16 тысяч мелких пред приятий. Среди них были солеварни, мельни цы, кожевенные, мыловаренные, чугунно-ли- тейные заводы и мастерские. Во всех этих 1 Сиб. с.-д. союз, листок «К обществу», № 4, март 1903 г. предприятиях насчитывалось около 40 тысяч ь человек. Но они уже не были ведущей груп пой сибирского пролетариата, состав которо го с проведением железной дороги резко из менился. Уже в то время в мастерских и депо было сконцентрировано свыше 100 ты сяч рабочих. Это был наиболее организован ный и классово-сознательный рабочий кол лектив. \/ В каменноугольной промышленности на считывалось тогда около 50 тысяч рабочих, на водном транспорте около 16 тысяч. \s Значительное количество рабочих было сосредоточено в золотодобывающей промыш ленности, имевшей громадный удельный вез в золотодобыче России. (Сибирь давала 74,9 цроц. всего золота, добываемого в стране.) Каковы же были условия труда сибирско го рабочего? Неимоверно тяжелые. Низкая заработная плата, невыносимая жилищная обстановка, грязные и неприспособленные рабочие помещения... Об охране труда нель зя было и мечтать! Продолжительность ра бочего дня доходила до 16 и даже до 18 ча сов. В 1902 г. рабочие томской типографии в подпольно выпущенной листовке констати ровали: «нас заставляют работать с 8 час. утра до 12 час. ночи в грязном и вонючем помещении». И томская типография вовсе не была ка ким-то исключением. В такпх же точно усло виях находились и рабочие других отраслей промышленности. Поэтому они отлично пони мали, что из этого положения .есть только один выход. «Только борьбой смелой, решительной и непримиримой, ни слову не доверяя царскому правительству и его слугам, с презрением отвергая всяческие приманки и позорные предложения, мы завоюем себе постоянную, а не куцую свободу... Только силой уничто-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2