Сибирские огни, 1939, № 2
1928 года, цензура наложила запрет. Реак- циспитая печать обрушила на Лу Они.а ушаты помоев, а китайские реакционеры загнали писателя в подполью. Но, и перейдя на по лулегальное положение, Лу Синь не сдался, ни на минуту не оставил своей работы. Он создал «Лигу левых писателей». Он растил молодце кадры мастеров революционной ли тературы, ои участвовал в работах различных конференций, произносил пламенные речи в защиту советского Китая, китайской Красней Армии, клеймил врагов й ненавистников СССР, активно помогал китайской компартии н еб героической борьбе. Лу Синь широко ознакомил Китай с совет ской литературой, дав стране ряд переводов произведший Горького, Серафимовича, Фаде ева, Луначарского, Гладкова, Вс. Иванова и многих других. Лу Синь был подлинным дру гом Советского Союза и непримиримым вра гом китайских троцкистов, этих наймитов японского фашизма и предателей родины. Отвечая па письмо троцкиста Чэня, в ко тором тот нагло клеветал на компартию, Лу Синь гневно |шоблачил нродажную сущность троцкизма: «Ваша высекая теория, — писал Лу Синь,— одобряется японскими империалистами... Когда я увидел ваш журнал в красивом офор млении, — мостя невольно бросило в жар... Говорят, что японцы снабжают .вас деньгами для издания вашего журнала. Как вы може те опровергнуть это?.. Ваши действия про тиворечат этике современных китайцев! И те, кто неустанно «едет кровавую борьбу за существование китайского народа, те, кого я считаю своими товарищами, являются моей гордостью». «Советский Союз, — писал Лу Синь, отве чая китайским троцкистам, — имеет успе хи 'во всех отношениях, и эти успехи СССР прекраснее всякого красноречия. Зато Троц кий стал кочевником и «вынужден» на день- • гв нралов тянуть остаток своей жалкой жиз ни». Призыв китайской компартии об оргашиза- ции единого фронта сопротивления Японии и спасения родпны получил в сердце «Чу Синя горячий отклик. Умирающий писатель нашел в себе силы составить знаменитое письмо в 10.000 иероглифических знаков. Он работал над ним на своем смертном ложе, и никакие запреты врача, никакие уговоры друзей не могли оторвать его от этой работы. «Я защищаю политику всенародного анти- японского фронта... — говорил Лу Синь в своем посмертном письме, — ибо я не толь ко писатель, но и китаец... Я считаю эту по литику совершение правильной...» «Повер нуть винтовки против 'внешнего врага — вот что самое главное в настоящее время!» 19 октября 1936 г. Лу Синя не стало. По хороны писателя прекратились в грозную де монстрацию, па которой прозвучали анти- яионские лозунги, раздались антияпопские песни. Эта демонстрация была лучшей над гробной эпитафией человеку, ненавидевшему угнетение, гневному борцу против рабства, насилия и эксшоатацив. Еще на заре своей творческой деятель ности Лу Синь вскрыл те силы, которые дви гали его пером. «Впервые, — писал он, — я взялся за поре по просьбе моих друзей. Но я начал писать потому, что на дне моего сердца чув ствовал раздражение. Я слышал гневные го лоса, поднимающиеся во мне, которые, как мне казалось, должны были воодушевить мо лодое поколение». Все творчество Лу Синя опалено внутрен ним гневом, окрашено негодующим проте стом, выраженным в форме едкой иронии, уничтожающей насмешки. Первая же его новелла «Записки безумца» поразила исключительной смелостью, с ко торой молодой автор отважился вскрыть шлющие язвы родового строя, поразила си лой удара, нанесенного в самое сердце кон фуцианской морали, истреблявшей в челове ке все живое. Два его сборника «Клич» и «Блуждания» (26 новелл, написанных в период времени с 1918 по 1925 гг.), пылавшие непримиримой ненавистью к феодальному обществу, тотчас стали боевым знаменем молодого демократи ческого Китая. Молодежь восприняла их, как призыв к действию. Они создали эпоху не только в литературе, но и в социальной жизни страны. Для современной же китайской ли тературы они оказались подлинным открове нием: дали ей направление, и содержание, и форму, и стиль. В них впервые зазвучал прекрасный живой язык, так называемый «байхуа», понятный на слух и пользующийся оборотами разговор ной речи. Они показали величайшее разнооб разив композиционных планов. Они убедили молодых писателей в том, что назначение литературы — борьба за перестройку обще ства, за нового человека, освобождающегося от ржавых цепей феодальной идеологии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2