Сибирские огни, 1939, № 2
Шевченко записывал в своем «Дневнике» слова любви и «благоговения перед Салты ковым», «подавшего голос за... поруганного, бессловесного смерда». Как и в 40-х годах, реакционеры сошлись « демократами в понимании революционного значения творчества Щедрина. Жандармы называли сатирика нашим «домашним Искан дером» (т. е. Герценом). Реакционные пу блицисты сравнивали Щедрина с «гениаль ным фапатиком Дидеротом». Глава крепо стников, министр юстиции, граф Нанин счел нужным выразить неудовольствие самому I I I отделению за ого пагубный либерализм и терпимость в отношении Щедрина и ему по добных. С конца 1858 года обнаруживается провал планов крестьянской реформы. Дело захва тывают крепостники. Чернышевский и До бролюбов приступают к революционной само критике, начиная с самих себя (в «Критике философских предубеждений против общин ного землевладения» Черпышевский осмеи вал свои недавние иллюзии, выраженные в начале того же года в статье «О новых условиях сельского быта»). Том сильнее надо было ударить по либе ральной «обличительной литературе», окон чательно вырождавшейся и утратившей вся кое ирогроссивноо общественное значение. Эту задачу с честыо вьшолпил Добролюбов, осмеявший «облнчнтельство» в прозе и сти хах, в приложении к «Современнику» — «Свистко». s Но Щедрина очень п очень многие счита ли вождем обличительной литературы. Не приходилось поэтому обходить молчанием из вестных сторон «Губернских очерков», пода вавших повод к такого рода толкованиям. Добролюбов и сделал это — впрочем, очень бережно, поставив Щедрина непосредственно вслед за Гоголем. Критика Добролюбова вызвала неожидан ный отпор из Лондона. Герцен напечатал в «Колоколе» известную статью «Очень опас но!» Герцен ошибся, приписав Добролюбову желание «выбросить» «Губернские очерки». Ошибка Герцена об’яснялась его *оторванно стью от русской жнзнн. Герцен все еще не терял надежд на правительство Александра II. Но выступление Герцена было все же очень важно. Оно говорило о высокой оценке твор чества Щедрина знаменитым изгнанником, одним из великих мастеров русской публи цистики. Как же ориентировался сам Щедрин в этой борьбе литературно-критических пар тий вокруг «Губернских очерков» и последу ющих его произведений конца 50-х и нача ла 60-х годов («Сатиры в ирозз» и «Невин ные рассказы»), В 1856—1857 годах в Петербурге Щед рин поддерживал литературные и бытовые отношение западниками, но более «гнул к славянофилам», находя у них больше внима ния к народу. Став затем рязанским и тверским «вице- Робеспьером», Салтыков еще лучше познако мился с русской действительностью. В то лее время в столице блестяще развивалась литературная деятельность Чернышевского— Добролюбова. Салтыков с самого начала стремился вой ти в круг «Современника». Позднее он еще ясное увидел новое направление, представ ленное этим журналом. Категории «западни ков» и «славянофилов» явпо отходили в прошлое. На смену выдвигалась новая лите ратурно-общественная группировка, соеди нявшая в себе передовые идеи Запада с глу бочайшим вниманием к народу. С начала 60-х годов Щедрин, в основном, печатается только в «Современнике». После кончины Добролюбова и «гражданской смер ти» Чернышевского, Щедрин теснейшим об разом примыкает к журналу, как один из его соредакторов и едва ли пе самый плодо витый сотрудник. Задача борьбы за новый реализм и народ ность литературы, — за революционный крестьянский реализм, — теперь достаточно четко осознана Щедриным. ** * После выхода из строя славных борцов ре волюционной демократии — Чернышевского и Добролюбова, теоретический уровень рус ской критики начинает постепенно снижать ся. В соответствии с этим понижается и уро вень критики Щедрина. Она постепенно утра чивает свое значение и для самого писателя в для переуювого читателя его 'времени. Нисарев, обратившись к анализу творче ства Щедрина, оказался пе в силах понять его народность и революционность. «Миша и Ваня» и другие народные рассказы каза лись Писареву фальшивыми. Насмешки са тирика над высшими классами и над городом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2