Сибирские огни, 1939, № 2
спокойный топ повествования сменялся ли- рически-взволнованным; традиционный об’ек- тивизм сменялся избытком субъективности писателя-сатприка, которому мало одного живописного изображения «жизненных мер зостей», которому прямо надо «бить своих героев по щекам» (Гончаров). При всем этом «Губернские очерки» были написаны еще пе вполне зрелым, твердым перюм. Ясны были элементы ученичества у^ Гоголя н того же Тургенева (в i образах «лишних людей»). На все это очевидно и указывал Анненков, когда позднее писал, что Щедрин занят «во просами общественного быта», что у него нет «судьбы частного лица», нет «истории сердца», что его деятельность носит «суро вый характер». * * '-•яЛ ¥ Новый жанр, новый метод мог быть пра вильно понят и оценен только новою крити кой. Эта критика должна была быть более на родной, демократической. Вопреки всем усилиям либеральной крити ки, общественности и даже государственно сти сделать Щедрина «своим», — слишком явно было его тяготение к народу. В руках Щедрина новый жанр, и особен но новый метод, служил прежде всего делу обличения высших классов, выводил их за пределы своего замкнутого круга, частного быта, ставил лицом к лицу с другими клас сами, — с низшими, трудящимися в поте ли ца для того, чтобы верхние сто тысяч пиро вали. Это стало еще более ясным после выхода III тома «Губернских очерков», в которых явился сам народ. Щедрин удивил читателя совсем новыми, мягкими красками, сочувственными нотами, теплыми словами, когда заговорил о люби мой им северной природе, о любимом им «покойном и стойком русском крестьянине, даже о каком-нибудь страннике и страннице, юродствующим во Христе. Немною времени спустя Щедрин коснулся даже «истории сердца» какого-нибудь деревенского парня, Матюши или Ивана, — правда, только за тем, чтобы сразу трагически оборвать эту историю острым столкновением с жестокой правдой царской солдатчины («Святочный рассказ») или помещичьего гнета («Развесе лое житье»), ,. Народные очерки и сцены Щедрина вы звали сочувствие к нему новой литературно- общественной группировки, претендовавшей в то время на своего рода народность, демо кратизм. Это были либеральные славянофи лы, семья Аксаковых, Ап. Григорьев, Эдель- сои. Последний, позднее, в большой статье развил славянофильское понимание народных типов у.Щедрина. Еще позднее те лее от клики находим в лекциях профессора Оре ста Миллера. Но демократизм и народность- славянофилов были вполне мирного свой ства, пропитаны мистицизмом и приникали чем далее, тем более реакционный харак тер. Подлинными представителями народности и демократизма в критике 50—60-х подов были те, у кого «демократизм сливался с со циализмом» (Ленин), а народность носила определенно революционный характер. Это были прямые продолжатели Белинского на новой более высокой ступени общественного развития, — Чернышевский и Добролюбов. Критика Щедрина Чернышевским и До бролюбовым имела не один, как часто дума ют, а два этапа. На первом этапе она связа на более с именем Чернышевского, на вто ром — Добролюбова. В 1856— 1857 годах, в разгар «обличи- тельства», надо было прежде всего отмеже вать Щедрина от либералов и показать об’- ективно-революциопное значение его «Гу бернских очерков». Эту задачу и выполнил блестяще Чернышевский, превознесший Щедрина за его общественную заслугу. Щедрин не борется с отдельными лицами и злоупотреблениями, чиновниками и помещи ками, а показывает неизбежность всех этих злоупотреблений при данном общественном строе, порядке, укладе. Чернышевский не закрывал глаз на несо вершенства «Губернских очерков» в художе ственном отношении (в письмах к Некрасо ву). Но когда понадобилось отстаивать Щед рина от нападок либеральных профессоров и академиков на вечере у своего бывшего учи теля ак. Срезневского, — Чернышевский, не обинуясь, признал близость, родство своей и щедринской эстетики. Статья Добролюбова только развивала по ложение Чернышевского на новом материале: народных очерков Щедрина. Статьи революционных демократов нахо дили широкий отклик в умах и сердцах пе редовой молодежи столиц и провинции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2