Сибирские огни, 1939, № 2
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН В ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННИКОВ Д ля понимания богатейшего творчества Салтыкова-Щедрина совершенно недостаточ но знать только статьи и книги о нем Чер нышевского, Дружинина, Писарева, Арсенье ва, Михайловского, Ольминского, — словом, одних только критиков, хотя бы и всех на правлений. Необходимо собрать отзывы его собратьев по перу, вроде Некрасова и Шевченко, Тур генева и Гончарова, Толстого и Островско го; отзывы художников, вроде Ге или Крам ского; отзывы публицистов, вроде Герцена и Каткова; отзывы государственных заправил, от императора Николая I и министра графа Панина, до их жандармско-полицейских слуг; наконец, отзывы всероссийских читателей, «ненавистников» и «друзей». После смерти Щедрина, с нового десятиле тия 90-х годов, приобретают особое значе ние цитаты из его произведений в трудах классиков марксизма-ленинизма, Ленина и Сталина (а еще ранее — отзывы Маркса и Энгельса). *** С самого своего начала, с 40— 60-х годов, щедринская критика оказалась на большой высоте. Критическое руководство, в основном, при надлежало в эти годы революционной демо кратии Белинского-Чернышевского-Добролю- бова. Они прошли школу гегелевской диалек тики и материализма Фейербаха, школу уто пического социализма Сен-Симона и Фурье, школу западно-европейских революций 1848 года и русского крестьянского движения 40-60-х годов. На основе всего этого и вы работалась революционная критическая си стема, — демократическая, народная, реали стическая. В 40-х годах Белинский вел борьбу про тив эпигонского эстетизма, прошв сусаль ной «официальной народности», против две рянеко-буржуаэиого бытовизма и психоло гизма. Белинский выступал за гуманизм и реализм «натуральной школы» (в его пони мании «натуральность» была чем-то совер шенно обратным позднейшему и современ ному «натурализму», как холодному поверх ностному искусству, посвятившему себя «обы грыванию» всяких мелочей я деталей). Белинский и явился первым критиком мо лодого Салтыкова. В письмах Белинского, а также в поздней ших воспоминаниях о нем, сохранились до вольно резкие отзывы «пеистового Виссари она» о юношеской повести Салтыкова «Про тиворечия»? Смысл этих отзывов заключал ся в предостережении начинающему автору от уклона в психологизм. Салтыков очевидно узнал об этом отзыве и учел эту критику. По крайней мере, его следующая повесть «Запутанное дело» папи- сана в гораздо более здоровой реалистиче ской манере «физиологических очерков» и в несравненно болею гуманистическом, боевом, революционном тоне. * * * Свое настоящее начало щедринская кри тика ведет с середины 50-х годов — от «Губернских очерков». «Губернские очерки» дали Салтыкову- Щедрину всероссийскую известность. Попу лярность увеличивалась слухами о долголет ней ссылке, из которой только что вернулся писатель. Стоустая молва сразу поставила Щедрина во главе тогдашней модной лите ратурной школы — либерального «обличи тельна» .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2