Сибирские огни, 1939, № 2

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН В ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННИКОВ Д ля понимания богатейшего творчества Салтыкова-Щедрина совершенно недостаточ­ но знать только статьи и книги о нем Чер­ нышевского, Дружинина, Писарева, Арсенье­ ва, Михайловского, Ольминского, — словом, одних только критиков, хотя бы и всех на­ правлений. Необходимо собрать отзывы его собратьев по перу, вроде Некрасова и Шевченко, Тур­ генева и Гончарова, Толстого и Островско­ го; отзывы художников, вроде Ге или Крам­ ского; отзывы публицистов, вроде Герцена и Каткова; отзывы государственных заправил, от императора Николая I и министра графа Панина, до их жандармско-полицейских слуг; наконец, отзывы всероссийских читателей, «ненавистников» и «друзей». После смерти Щедрина, с нового десятиле­ тия 90-х годов, приобретают особое значе­ ние цитаты из его произведений в трудах классиков марксизма-ленинизма, Ленина и Сталина (а еще ранее — отзывы Маркса и Энгельса). *** С самого своего начала, с 40— 60-х годов, щедринская критика оказалась на большой высоте. Критическое руководство, в основном, при­ надлежало в эти годы революционной демо­ кратии Белинского-Чернышевского-Добролю- бова. Они прошли школу гегелевской диалек­ тики и материализма Фейербаха, школу уто­ пического социализма Сен-Симона и Фурье, школу западно-европейских революций 1848 года и русского крестьянского движения 40-60-х годов. На основе всего этого и вы­ работалась революционная критическая си­ стема, — демократическая, народная, реали­ стическая. В 40-х годах Белинский вел борьбу про­ тив эпигонского эстетизма, прошв сусаль­ ной «официальной народности», против две­ рянеко-буржуаэиого бытовизма и психоло­ гизма. Белинский выступал за гуманизм и реализм «натуральной школы» (в его пони­ мании «натуральность» была чем-то совер­ шенно обратным позднейшему и современ­ ному «натурализму», как холодному поверх­ ностному искусству, посвятившему себя «обы­ грыванию» всяких мелочей я деталей). Белинский и явился первым критиком мо­ лодого Салтыкова. В письмах Белинского, а также в поздней­ ших воспоминаниях о нем, сохранились до­ вольно резкие отзывы «пеистового Виссари­ она» о юношеской повести Салтыкова «Про­ тиворечия»? Смысл этих отзывов заключал­ ся в предостережении начинающему автору от уклона в психологизм. Салтыков очевидно узнал об этом отзыве и учел эту критику. По крайней мере, его следующая повесть «Запутанное дело» папи- сана в гораздо более здоровой реалистиче­ ской манере «физиологических очерков» и в несравненно болею гуманистическом, боевом, революционном тоне. * * * Свое настоящее начало щедринская кри­ тика ведет с середины 50-х годов — от «Губернских очерков». «Губернские очерки» дали Салтыкову- Щедрину всероссийскую известность. Попу­ лярность увеличивалась слухами о долголет­ ней ссылке, из которой только что вернулся писатель. Стоустая молва сразу поставила Щедрина во главе тогдашней модной лите­ ратурной школы — либерального «обличи­ тельна» .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2