Сибирские огни, 1939, № 2

дожествепиой формой. И вполне понятным становится, что столь топкий ценитель худо­ жественных произведений, как И. С. Турге­ нев, приравнивал «Историю одного города» к таким шедеврам мировой литературы, как сатиры Ювенала, как «Путешествие Гулли­ вера» Свифта. 3 Автор настоящих строк не один десяток лет занимался изучением истории русской цензуры и имеет основания считать себя бо-; лее или меиее осведомленным в этой обла­ сти. И тем не менее, он должен признаться, что до сих пор ему не удалось подобрать сколько-нибудь удовлетворительного об’яоне- пия того, как цензура могла допустить в пе­ чать «Историю одного города», принадлежа­ щую к паиболее острым, к наиболее смелым в политическом отношении произведениям русской классической литературы. Предполо­ жение, что цензура просто-напросто «прозе­ вала» «Историю одпого города», не выдер­ живает критики и потому, что антимонархи­ ческая панравлеиность этого произведения прямо-таки бросается в глаза; и потому, что цензурные деятели 70-х гг. были в достаточ­ ной степени опытными в борьбе против ли­ тературных «иотрясателсй оонов». Невольно возникает вопрос: уж пе было ли в данном случае «попустительства» — или со сторо­ ны какого-либо из немногих «либеральных» цензоров того времени (были и такие!) или со стороны цензора, соблазненного возможно­ стью получить за^ свое попустительство ка- кие-либо материальные блага. «Прикармли­ вание» цензоров, по выражению сотоварища Салтыкова по редактированию «Отечествен­ ных Записок» Н. А. Некрасова, в иных слу­ чаях являлось грустной и вьшужденпой необ­ ходимостью для редакций передовых журна­ лов. Во всяком случае, далеко не всегда цен­ зура была столь снпсходительпа к антимо­ нархическим тенденциям салтыковского твор­ чества, как в отношении «Истории одного го­ рода». По поводу помещенного в 1881 г. одпого из очерков цикла «За рубежом» (см. «Отеч. Зап.», № 2) цепзура подняла крик именно в связи с антимонархическими тенденциями этого очерка. «Осматривая Версаль, — чита­ ем в цензорском донесении, — (автор) вспо­ минает о производившихся кутежах королей французских, шутливо замечая о расплате за это Людовика XVI. В доказательство возмож­ ности обходиться без королей — приводит на­ стоящее французское государство, причем иронизирует па тему «несть власти, аще не от бога»; ведет саркастический разговор о том, кто выше король или император. Маза­ ны или пе мазаны были короли французские и если мазаны, то вероятно дурно, так как лишились мест своих и что без них францу­ зы не погибают и продолжают жить». Знаменательно, что ие одна только цензура следила за каждым словом великого сатири­ ка. В свое время пам удалось разыскать в цензурных архивах документ, свидетельствую­ щий о том, что действия цензуры контроли­ ровались такою высокою инстанцией, как де­ партамент полиции. В 1882 г. по поводу од­ ной из глав щедринской «Современной идил­ лии» всполошился столь важный сановник как В. К. Плеве, обвинивший Салтыкова, как это видно из секретного отношения его в Главное Управление по делам печати, пе бо­ лее, не молее, как в... «оскорблении величе­ ства». «Оскорбление величества», по мнению де­ партамента полиции, заключалось в следую­ щем описании «геральдического -знака стра­ ны зулусов па пуговицах странствующего полководца Редеди; на золотом поле взвив­ шийся на дыбы змей-боа, а по бокам его скорпион и тарантул... Аллегория эта обозна­ чала самого владыку зулусов (змей) и двух его главных министров: министра оздоро­ вления корней (скорпиона) и министра уми- ротвореппй посредством в отдаленные места водворений (тарантул)». Конечно, нельзя поручиться, что в образе «змея» сатирик имел в виду изобразить са­ мого Александра II, но во всяком случае, сходство «геральдического знака страны зу­ лусов», конечно, выдуманного Салтыковым, с государственным гербом Российской импе­ рии — неоспоримо, как неоспорим и антимо­ нархический смысл всего этого отрывка. _ 4 Ожесточенному цензорному обстрелу само­ державие подвергается и в том произведении Салтыкова, которое в нашп дни пользуется наибольшей популярностью и сделалось уже предметом школьного изучения — в его «Сказках». В начале 1884 г. Салтыков сообщал одно­ му из своих сотоварищей по работе в «Оте­ чественных Записках», что предназначенные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2