Сибирские огни, 1939, № 2
дожествепиой формой. И вполне понятным становится, что столь топкий ценитель худо жественных произведений, как И. С. Турге нев, приравнивал «Историю одного города» к таким шедеврам мировой литературы, как сатиры Ювенала, как «Путешествие Гулли вера» Свифта. 3 Автор настоящих строк не один десяток лет занимался изучением истории русской цензуры и имеет основания считать себя бо-; лее или меиее осведомленным в этой обла сти. И тем не менее, он должен признаться, что до сих пор ему не удалось подобрать сколько-нибудь удовлетворительного об’яоне- пия того, как цензура могла допустить в пе чать «Историю одного города», принадлежа щую к паиболее острым, к наиболее смелым в политическом отношении произведениям русской классической литературы. Предполо жение, что цензура просто-напросто «прозе вала» «Историю одпого города», не выдер живает критики и потому, что антимонархи ческая панравлеиность этого произведения прямо-таки бросается в глаза; и потому, что цензурные деятели 70-х гг. были в достаточ ной степени опытными в борьбе против ли тературных «иотрясателсй оонов». Невольно возникает вопрос: уж пе было ли в данном случае «попустительства» — или со сторо ны какого-либо из немногих «либеральных» цензоров того времени (были и такие!) или со стороны цензора, соблазненного возможно стью получить за^ свое попустительство ка- кие-либо материальные блага. «Прикармли вание» цензоров, по выражению сотоварища Салтыкова по редактированию «Отечествен ных Записок» Н. А. Некрасова, в иных слу чаях являлось грустной и вьшужденпой необ ходимостью для редакций передовых журна лов. Во всяком случае, далеко не всегда цен зура была столь снпсходительпа к антимо нархическим тенденциям салтыковского твор чества, как в отношении «Истории одного го рода». По поводу помещенного в 1881 г. одпого из очерков цикла «За рубежом» (см. «Отеч. Зап.», № 2) цепзура подняла крик именно в связи с антимонархическими тенденциями этого очерка. «Осматривая Версаль, — чита ем в цензорском донесении, — (автор) вспо минает о производившихся кутежах королей французских, шутливо замечая о расплате за это Людовика XVI. В доказательство возмож ности обходиться без королей — приводит на стоящее французское государство, причем иронизирует па тему «несть власти, аще не от бога»; ведет саркастический разговор о том, кто выше король или император. Маза ны или пе мазаны были короли французские и если мазаны, то вероятно дурно, так как лишились мест своих и что без них францу зы не погибают и продолжают жить». Знаменательно, что ие одна только цензура следила за каждым словом великого сатири ка. В свое время пам удалось разыскать в цензурных архивах документ, свидетельствую щий о том, что действия цензуры контроли ровались такою высокою инстанцией, как де партамент полиции. В 1882 г. по поводу од ной из глав щедринской «Современной идил лии» всполошился столь важный сановник как В. К. Плеве, обвинивший Салтыкова, как это видно из секретного отношения его в Главное Управление по делам печати, пе бо лее, не молее, как в... «оскорблении величе ства». «Оскорбление величества», по мнению де партамента полиции, заключалось в следую щем описании «геральдического -знака стра ны зулусов па пуговицах странствующего полководца Редеди; на золотом поле взвив шийся на дыбы змей-боа, а по бокам его скорпион и тарантул... Аллегория эта обозна чала самого владыку зулусов (змей) и двух его главных министров: министра оздоро вления корней (скорпиона) и министра уми- ротвореппй посредством в отдаленные места водворений (тарантул)». Конечно, нельзя поручиться, что в образе «змея» сатирик имел в виду изобразить са мого Александра II, но во всяком случае, сходство «геральдического знака страны зу лусов», конечно, выдуманного Салтыковым, с государственным гербом Российской импе рии — неоспоримо, как неоспорим и антимо нархический смысл всего этого отрывка. _ 4 Ожесточенному цензорному обстрелу само державие подвергается и в том произведении Салтыкова, которое в нашп дни пользуется наибольшей популярностью и сделалось уже предметом школьного изучения — в его «Сказках». В начале 1884 г. Салтыков сообщал одно му из своих сотоварищей по работе в «Оте чественных Записках», что предназначенные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2