Сибирские огни, 1939, № 2
что оно являлось воплощением той формы государственности, которая представлялась ему в самом существе «воем противоречащей выработанному им идеалу человеческого об щежития. Осуществление этого идеала пре дусматривало, как политическое, так и эко номическое освобождение широких маос тру дящихся. Самодержавие было основано и на политическом угнетении и на экономической эксплоатации народа. Пламенный демократ, в основу всей своей деятельности положив ший борьбу за благо народа, за интересы тру дящихся, — Салтыков не мог по видеть в самодержавии одного из «наиболее отрица тельных явлений современной ему социаль ной действительности. Разоблачение самодер жавия сделалось девизом всей его литератур ной деятельности. В большинстве его произ ведений, при желании, можно было бы найти не мало материала, характеризующего' анти монархические установки великого писателя. Мы не ставим перед собой большой и слож ной задачи исчерпывающего выявления: этих установок и предполагаем в последующем из ложении заострить внимание читателей лишь на тех обравах оалтыковского творчества, ко торые 'непосредственно направлены против самодержавия. Среди них первое место занимают образы несравненной «Истории одного города». «История одного города» это — поистине громоиосный удар по самодержавию. Хотя изображенные в этом произведении «градона чальники», по своему служебному положению, как будто бы мало чем отличаются от «пом падуров», — а под «помпадурами» Салтыков, как известпо, разумел, преимущественно, гу бернаторов, — но, присмотревшись в ним ближе, нельзя не приттп к заключению, что в лице некоторых из них сатирик пригвож дает к позорному столбу тех, кого в темные времепа царизма называли «помаеанниками божьими» и «августейшими хозяевами земли русской». Не даром его «голштинский выходец» Бог дан Богданович Пфейфер так похож на эд>у- 1 гого «голштинского выходца» — Петра III; не даром его «гатчинский истопник» Онуф рий Иванович Негодяев так напоминает тесно связанного с Гатчиной — Павла I; не даром «друг Карамзина» Эраст Андреевич Грусти- лов, умерший «от меланхолии в 1825 году» (sic!!), восходит к тому историческому про- „Си5. огни* № 2. 193Э. 7. тотипу — имя которого Александр I. Можно ли, с другой стороны, сомневаться, что, изо бражая «б|равого майора» Архистратига Сгрд- тилатовича Псрехват-Залихватского, которыЁ «в’ехал в Глупов на белом коне, сжег гимна зию и упразднил науки», — Щедрин метил в Николая! I? Разве трудно, наконец, распознать в описании правления шести градоначальниц (Ираидки, «беспутной» Климантвнки, «тол стомясой немки» Амалии Штокфиш, польки Анельки Лядоховской, «Дуньки толстопятой» и «Матренки-ноздри») черты, характерные для того периода в истории русского XV III века, когда престол занимали, преимуще ственно, царицы (Екатерина I, Анна Йоап- новпа, Анна Леопольдовна, Елизавета Петров на, Екатерина II). Было бы совершенно ошибочно, па осно вании этих сопоставлений, сделать вывод, что «История одного города» — историческая сатира. Исторические элементы в ее содер жании, конечно, есть, но Щедрин пользуется ими для того, чтобы заклеймить не только прошлое, но в особенности настоящее само державно-монархического государства. Боль шего развенчания абсолютизма и представить себе невозможно! Заметим, при этом, что автор отпюдь не ограничился тем, что пригвоздил к позорно му столбу самодержцев и самодержиц, выя вив их безграничное невежество, глупость, распутство, жестокость,. звериный эгоизм и г. д.; оп решился сказать несколько горьких слов по адресу народа, который терпит по добных властителей. «Смирение», «терпе ние», «кротость», эти, по убеждению славя нофилов, исконни'с добродетели русского па рода, Щедрину представлялись проявлением тех черт, которые были привиты народу всем ходом русской истории и от которых народ, во что бы то ни стало, должен освободиться. Глубоко неправы были те критики, кото рые упрекали автора «Истории одного горо да» в высокомерном, в презрительном отно шении к народу. Не высокомерие, не презре ние к народу руководило в данном случае Щедриным, а любовь к народу, страстное желание, чтобы он превозмог свои «смире ние да терпение» и перестал мириться со всеми этими Брудастыми («Органчик»), Фер- дыщенками, Бородавкиными, Прыщами (гра доначальник с «фаршированной головой») и наводящими ужас Угрюм-Бурчеевыми («бы- вый прохвост»). Глубина общественного смысла сочетается в «Истории одного города» с блестящей ху-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2