Сибирские огни, 1938, № 5-6
ских варваров и их пособников — предате- лей родины. Несколько новых аштияпонских пьес написал известный драматург Тянь Хань. Бесспорный успех имела его трагедия «Люкоуцзяс» — суровый приговор империа- -листической Японии, предательски напавшей па -китайские войска. В 1937 и 1938 гг. баланс китайской ли- тературы значительно вырос .имению за счет произведений, описывающих национально- освободительную войну. Выдвинулись писатели, в творчестве кото- рых антияпонская тематика заняла первое место. Среди этих молодых "мастеров прежде всего следует отметить Тянь, Цзюпя и его жену Сяо Хуп. Тянь Цзюнь, сын манчжурского крестья-. ннна, с 17 лет изведавший горечь и муки жизни китайского наемного солдата и по- бывавший в партизанах, написал большой роман «Деревня в августе» — замечатель- ную книгу о героической борьбе манчжур- ских партизан, кипящую непримиримой не- навистью к японским захватчикам, правди- вую летопись пережитого, перечувствован- ного, продуманного. Этот роман — боевой призыв к действию, живая страстная агита- ция за единый народный антияпонский фронт. Тянь Цзюню принадлежит также ряд рассказов: «На борту», «Дайрен-Мару», «Третья винтовка» и др., в которых смело и ярко нарисованы образы .китайских патри- отов, беззаветных борцов за родину и ее ос- вобождение. Прекрасный роман «Поле жизни и смер- ти» написала Сяо Хун. Молодая писательни- ца умело развернула в нем картину гигант- ской борьбы манчжурского крестьянства про- тив незванных пришельцев, несущих народу кандалы колониального рабства. Она расска- зала о том, как самые инертные и отсталые слои деревни поняли, наконец, что един- ственное средство спасения от голода и чу- довищного гнета — народное восстание. Среди восставших оказывается и старик Чжао, предпочитающий умереть свободным гражданином Витая, чем жить японским рабом. «'Когда я сойду в могилу — кричит ои, — я хочу, чтобы над моей могилой развевался китайский флаг! Я — китаец, я хочу, чтобы был китайский флаг! Я не желаю жить рабом...» Сяо Хун написала кроме того большую, талантливо сделанную повесть «Руки». Молодые писатели Шу Цзинь и Ло Фэн выступили с серией новых антияпонских рассказов и написали совместно пьесу «Пе- реход через заставу», в которой дали прав- дивую и яркую картину закабаления япон- ским империализмом трудящихся масс Манч- журии. С большим мастерством нарисовал Ло Фэн в своем рассказе «исооый орден» образ предателя (китайца, начальника полиции л Маньчжоу Го), отправившего на казнь свое- го сына — командира партизанского отряда. Крупнейший революционный писатель Чжан Тяньи, автор известных но всему Ки- таю романов «Один год», «Рыцари Янцзинъ- бэня», повестей «Пчелы», «Контратака», «Передвижение», «Маленький Петр» и пре- восходных статей о Горьком, выпустил по- весть «Рассказ без заглавия», рисующую отношение японских (властей к китайским школьникам. Власти эти пользуются любым предлогом для того, чтобы закрыть неугод- ные им .китайские школы. Чжан Тяньи при- надлежит и роман «Ваньбаошань», посвя- щенный кровавому инциденту, спровоциро- ванному японцами в Вавьбаошаие; Гневом и возмущением против японских захватчиков кипит современная литература Китая. Она зовет к упорной борьбе, к геро- изму. Жертвы неизбежны, их не следует бояться, и они должны возбуждать не го- речь утраты, не слезы отчаяния, а жажду мести — вот лейтмотив китайской литера- туры наших дней. И эта мысль очень ярко выражена молодым писателем Шэн Юйдаем в новелле «Отомстить за сына». У старой крестьянки японцы убили сына. Мать, героически поборов в.себе мучительную боль утраты, пришла на 'передовые позиции. На окрик солдата Яо она отвечала: «— Не кричи на меня, сынок. Я пришла сюда помочь тебе. — Посмотрев в лицо сол- дату, она прибавила: — Я тоже хочу уби- вать японских дьяволов. — Предоставь это нам, мать. Мы знаем, как это делать, — Ляо поднялся. — 'Как ты можешь нам помочь? Пожалуйста, уходи, по- ка. ничего не случилось. — Я уйду только тогда, .когда, увижу хоть одного японского дьявола у моих ног! — послышался суровый ответ. — Тогда я уй- ду, довольная. А пока нет!.. За что -они уби- ли моего сына? Он работал в иоле, когда дьяволы пришли и застрелили его. Он не успел даже- позвать на помощь, и умер там,- где упал. — В этих словах была жестокая ненависть, ожигавшая ей душу. — Мы убьем дьяволов! Не бойся, мать! — обещал Ляо. — Они не очень-то храбры, эти дьяволы. Вчера ночью они рассчитывали перебить нас всех в постелях... Затем они убили моих товарищей здесь на мосту, и те не успели даже понять, что его война... — Удовлетворение разлилось но его лицу и о«
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2