Сибирские огни, 1938, № 5-6

Боли ирвдетарсюая литература получила в то время раэработку $>ще только в теории, то революционная литература уже успела пустить корни во взрыхленной революцией почве Китая. Ли Чуши, сотрудник журнала «Современная критика», писал: «'В настоящее время, когда' классовая борь- ба обостряется, революционная интеллиген- ция должна преодолеть овои мелкобуржуаз- ные традиции, стать на идеологические по- зиции пролетариата, причти к широким массам». Лагерь революционной литературы крен с каждым днем, становился идейно сплочен- ной силой, пополнялся новыми бойцами. В этот лагерь вскоре официально (вступил Лу Синь, крикнув набросившейся на него своре фашистских критиков: «Факты научили ме- ия, что только пролетариат 'может иметь бу- дущее!» «Лу Синь — пишет Эми Сяо — от пози- ций либерального противника феодализма, буржуазного демократа, от индивидуального протеста прошел большой путь к коллекти- визму, к позициям пролетариата., к новому подлинному гуманизму». Примеру Лу Сини последовал Чжан Тяиьи, бытописатель интеллигенции средник слоев, знаток и обличитель нравов чиновничьей среды, пользующийся в своих произведениях живым народным языком. За пим /пришли: драматург-романтик Тянь Хань, разрабаты- вающий антиимпериалистические темы, дра- матург-реалист Хуа Шэн, описывающий жизнь и борьбу китайского крестьянства', ро- мантик Фын Найчжао, анархически настро- енный неоромантик Ба Цзин и ряд других писателей. В послереволюционный период (1927 г.) выдвинулся новый автор, 'занявший впослед- ствии место вождя лагеря революционной литературы. Это был 'Мао Дунь, вначале по- следователь натуралистической школы, при- шедший затем к реализму. Мао Дунь , высту- пил сразу с тремя романами <<Разочарова- ния». «Колебания», «Искания». 0>н описал в них растерянность и с лабость той час™ мелкобуржуазной интеллигенции, которая, разочаровавшись в революции, предалась мрачному отчаянию, безнадежному песси- мизму. В трилогии Мао Дуня нашли отражение и собственные чувства автора. Эти романы на- полнены «серым светом тоски» гуманисти- чески настроенного интеллигента, утратив- шего свои мелкобуржуазные иллюзии. Но через их страницы четко проведена линия обличения. Сочувствуя неудачами бедам своих героев, — представителей заблудшей мелко- буржуазной интеллигенции, — Мао Дунь а то -же время жестоко бичует их трусость, нищету духа, политическую слепоту и не- способность вести за собой широкие массы. Он пародирует буржуазную интеллигенцию, срывает с« нее все пышные декларативные маски, обнажая ее сведенное судорогой отраг ха лицо. Вот, например, групповой портрет буржуазных политиканов из романа «Коле- бания», собравшихся на совещание, чтобы принять «решительные меры» против насту- пающей контрреволюции. Мао Дунь фотогра- фирует 'этих «революционных вождей» в тот момент, когда за окнами раздаются крики десятка разнузданных хулиганов: «С искаженным от ужаса лицом Чэнь Чжун озирался по сторонам, словно искал места, куда бы ему спрятаться. Пын Ган окинул рубашку, схватил тушь и, вымазав себе лицо, об'явдил, что он уже применяя однажды такую .маскировку, чем избег опа- сности. Вытирая обеими руками обильно 'струившийся с лица пот, Фан Лолань рас- суждал сам с собой: «Без оружия тут ниче- го не поделаешь». ...'От криков «бей» задро- жали стекла, а в комнате задрожал старый иол, потому что у присутствующих господ без удержу запрыгали от страха ноги». Переход китайской революции на высшую ступень героической борьбы за советы помог Мао Душо понять всю силу гнева и энтузи- азма работеикрестыяноких масс, утвердил его в убеждении, что писатель не посторонний наблюдатель действительности, но борец за перестройку мира, за новое общество. Одновременно с Мао Дунем вышла, в лите- ратуру двадцатилетняя писательница Цзян Юнчжи, получившая известность под псев!- донимом Дин Лии. Первые же ее рассказы «Сон» и «Дневник Софии» поразили своими мужественными интонациями, яркими обра- зами 1 , свежестью стиля и страстным, подни- мающимся до пафоса, протестом пмтив ты- сячелетнего закабаления китайской женщи- ны. Роман «Вэйху», рассказы «Шанхай вес- ной 1930 г.» и «Деревня Тянь» обожгли не- примиримой ненавистью к реакции. Если «Сон» и «Дневник Софии» были насыщены протестам анархиста, то рассказ «Деревня Тянь» воочию показал, что писательница бесповоротно стала па позицию рабоче- крестьянской революции. В 1932 г. Дин Лин создала одно из са- мых выдающихся произведений китайской революционной литературы — рассказ «Во- да», 'описывающий ужасы наводнения 1931 г.. от "Шорою пострадало 16 провинций Китая. Голодные, бездомные люди вступают в же- стокую борьбу с лицемерием бюрократов, от-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2