Сибирские огни, 1938, № 5-6

проникнута, пролетарским духом. Вы (т. е. молодые писатели — В, Р.) должны итти в массы, в армию, на заводы, в гущу револю- ционных низов! Мы должны добиться созда- ния такой литературы, которая отражала бы стремления пролетариата, была бы реалисти- ческой литературой пролетарского социа- лизма». * * * Страх перед победоносным развитием ра- боче-крестьянской революции бросил крупную китайскую буржуазию в об'ятия реакции. Общенациональный антифеодальный и анти- империалистический фронт раскололся. Блок, сложившийся из капитулянтской буржуазии и сил помещичье-милитаристической контр- революции, при поддержке иностранных, глав- ным образом, японских пушек, стал хозяином положения. 'Наступила мрачная эпоха. Революция спая- ла писательские кадры, реакция посеяла в их рядах смятение и разброд. Началось рас- слоение писателей. Одни писатели остались верны революции й ее литературе; другие качнулись вправо, не порвав, однако, связей с рабоче-крестьянскими массами; третьи ста- ли отходить не только от борьбы, но и от этой «преступной земли» вообще; четвертые открыто перешли на сторону реакции. Первую группу писателей возглавил жур-. нал «Творчество» (Го Можо, Чэя Фап-у), су- мевший об'единить вокруг себя все пламен- ное и революционное, что сохранила пере- довая мелкобуржуазная интеллигенция. «Нельзя плестись R хвосте, — убеждало «Творчество», молодых писателей, — нельзя отставать! Сломите свою мелкобуржуазную природу. Вы стоите ®а передовых ливнях фрошга. С полной искренностью описывайте все, что вы увидите иа поле битвы: и отчая- ние рабоче-крестьянских масс, и их героиче- ские деяния, и радость их побед!» В числе писателей, для которых уход от борьбы повлек за собой уход от действитель- ности. окяяались два, крупнейших поэта Ки- тая Сюй Чжвмо и Чжу Сян. Они предались формальным исканиям и возглавили школу «Гравировки стиха», организовавшуюся в противовес школе «вольной поэзии». Суще- ствовали и другие литературные группы, представлявшие интересы различных слоев китайской интеллигенции. Их ожесточенная борьба отражала, процесс обострения социа ль- ных сдвигов, наметившийся в Китае в после- ревелгоциошый неткиод. Борьба эта велась и обношом между поборниками и противниками решолюциоявой литературы. Революционная интеллигенция была'явно не удовлетворена успехами «литературной революции» и требовала создания условий для развития подлинно революционной и про- летарской литературы. Один из редакторов журнала «Творчество» критик и поэт Чэн Фан-у нашел для этих требований удачную формулу: «От литературной революции к революционной литературе», которую выста- вил заголовком своей знаменитой статьи. «Капитализм — писал Чэн Фан^у в этой статье — пришел к последнему этапу и на- ходится в стадии империализма'... Мьг наяш- паем нашу национальную революцию против капитализма и феодальных пережитков. А наша литературная революция, которая яв- ляется частью освободительного движения, все еще спит. Мы отстаем от эпохи... Если мы действительно желаем выполнить долг революционной интеллигенции, мы должны стать па позицию рабоче-крестьянских масс. Другими словами: наша литературная рево- люция должна стать революционной лите- ратурой». Название статьи сделалось боевым литера- турным лозунгом. Литературные общества «Современная культура», «Оолнце», «Мы», «Сыпучие пески» и другие присоединились к призыву «Творчества» о 'создании пролетар- ской литературы. Журнал «Him. слов» на- зывал эту литературу «лозунговой» и вы- ступал против нее. Журнал «Литератур- ный ежемесячник» вносил поправку, заяв- ляя, что сейчас необходимо ставить вопросы не об одной пролетарской литературе, но и о литературе революционной, в создании ко- торой должна участвовать ' революционная мелкая буржуазия. Реакция, окопавшаяся в обществе «Новолуние», трубила в своем жур- нале: «Слова о свободе, которые провозгла- шают левые группы, — только вывеска про- давца, завлекающего доверчивого покупате- ля: сейчас — тьма, но будет свет и уже брезжит заря чистой идеи, перерождающей человечество!» В процессе втпх многочисленных и жар- ких дискуссий, в борьбе со старыми литера- турными традициями была создана, наконец, настоящая революционная критика, постав- лены задачи пролетарской литературы и за- ложены основы ее теории. Писатель Шэнь Туаиьсянь формулировал их следующим об- разом: «Пролетарская литература — стимул к оформлению идеологии,. Она является оруди- ем организации и мобилизации трудящихся масс, она призывает их к освободительной 0»рь0е>. .. _ ^ .г.-, , •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2