Сибирские огни, 1938, № 5-6
исправленный против романтиков. Помывши жизнь во всей ее безобразной шалоте, Лу Синь стремился этим путем сорвать с все романтическую личину и представить дей- ствительность в наиболее естественной фор- ме, дать ее ©о всей полноте, ©о всем много- образии явлений. Он никогда не был безу- частным и холодным наблюдателем жизни, он бичевал, разоблачал, горел гневом и негодо- ванием. «Я люблю такие произведения, в которых слышатся крик и протест угнетен- ного народа», — часто говаривал Лу Синь. И воввллы его, действительно, полны крика и протеста. Высмеивая тысячелетние суеве'- рия и поднимая своих героев па борьбу про- тив ужасов и пыток феодальной эксплоата- ции, Лу Синь выступал как подлинный ху- дожник-реалист, борец и пропагандист. «Он любил жизнь, любил человека как настоя- щий революционер», — писал о нем Эми 1 Сяо, и в этих простых словах весь пре- красный и благородный облик Лу Синя. Лу Синь первый в Китае создал типичный реалистический образ современного китайца., показал живого полнокровного человека в живом национальном окружении, китайца у себя дома.. Мастерство Лу Синя заключалось в умении собрать в одном человеческом об- разе черты но только отдельных обществен- ных групп, во порой и целого класса,, а это — подлинный реализм! * До 1925 года литературные кадры Китая были распылены. Китайская революция 1925—.1927 гг., открывшая сВое шествие под знаменем общенационального антиимпе^ риалистичегаого и антифеадальиого фронта, вновь сплотила ж . Она вернула литературе утраченный боевой дух и вооружила ее на революционную борьбу с империализмом и остатками феодализма. «Буржуазно-демократическая революция в Китае, — говорит товарищ Сталин, — есть соединение борьбы против феодальных пе- режитков с борьбой против империализма». 1 Говоря о сущности и направлении великой китайской революции 1925—27 гг., товарищ Сталин 1 раз'яшяет: «Характерной чертой первого этапа китай- ской революции является то, что она была революцией общенационального объединенно- го фронта — во-первых, и что она была на- правлена, главным образом, против внешнего империалистического гнета — во-вторых (гонконгская забастовка и пр.)» 3 . 1 С т а л и н . Об оппозиции. ГИН, 1928 г., стр. 588, Наступление об'ернениого (общенациональ- ного фронта на международный империализм заставляет литературу то весь голос загово- рить о борьбе за раскрепощение 'китайского народа из-под ярма империализма, за свобод- ный и сильный Кигай. Первым на призыв революции 1925— 27 гг. откликается журнал «Творчестве». Го Мо'Жо принимает личное участие в револю- ции, пишет многочисленные статьи по по- литическим и искусствоведческим вопросам. В его лице революция находит пламенно- го борца за новое общество, за новую рево- люционную литературу. Певцом революции становится поэт Цзян Гуанчи, только-что вернувшийся из Москвы, где он заканчивал свое образование. Он выпускает первый в Китае сборник революционных стихов и пе- сен «Новый оон». Талантливое перо Цзян Гуанчи уверенно и четко .вычерчивает образ Ленина («У гроба вождя», «Ленин»), пытает- ся схватить профиль массового революцион- ного движения («Песня трудящихся», «Пришет пионерам»). Страстным призывом молодежи к борьбе против феодальной реакции озву- чены его повесть «Молодой скиталец» и сбор- ник рассказов «На реке Ялу». Ненавистью к империализму и феодальному рабству на- калена книга его стихов «Горе тебе, Китай!» Цзян Гуанчи прежде всего поэт-агитатор, поет-пропагандист. Это явствует из его «Песни друзей», отрывок которой в перево- де Кара-Мурзы мы приводим здесь: Вставайте, вставайте, китайские братья. Все те, чья жизнь — тяжелый труд! Нас задушил в кровавых об'ятшх Империализм — железный спрут. Если мы сейчас не поднимемся, Не возьмем (винтовки и штыки, Мы никогда не выберемся Из черных глубин нищеты... Скорее вставайте, китайские братья. Все те, чья жизнь — тяжелый труд. Ужас, беда., позор, .проявлять е! Мы стали рабами, Над нами кнут. Выше красное знамя свободы! Встанем на путь боевых побед. Наше дело — дело нагюда. Скорей, скорей, сйовей! Период декадентства, европопоклонства и эстетизации литературы сменился перио- дом господства лозтигов «Литературу в ши- рокие массы!» и «Только та литература. ко- 3 С т а л и н . Марксизм и национально-колони- альный вопрос. Сборник избранных статей и речей. Партиздат ЦКВКП(б), 1935 г., стр. 176-177,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2