Сибирские огни, 1938, № 3-4

Г. Пушкарев С. М. КИРОВ В ТАЙГЕ Материалы к биографии 1 1. Томская социал-демократическая организа- ция учитывала огромное значение Тайги, как узловой станции сибирской магистрали и томской ветки, а поэтому уделяла много вни- мания созданию партийной организации в тайгинском железнодорожном депо и массо- вой работе среди рабочих депо и станции. С этой целью в Тайгу был откомандирован па постоянную работу студент томского тех- нологичешопо института Иннокентий Писа- рев, проведший большую работу по созданию в Тайге партийной организации и по подго- товке рабочих масс к революционной работе- Больной туберкулезом, И. Писарев в ок- тябре 1905 года слег в постель и его отпра- вили в Томск, но работа его сказалась, — рабочие железнодорожного депо, подготов- ленные Писаревым, живо откликались на все политические события, и когда в Петербурге н Москве начались октябрьские забастовки,— опп присоединились к питерским рабочим и забастовали. Остановилось все двиясепие. На станции Тайга скопилось несколько поездов, прпшедших с востока и Томска. Администра- ция, несмотря на то, что в ее распоряженип находились жандармерия и воинская часть, была бессильна против бастующих. Начальник участка пути Калугин 17 ок- тября пытался созвать рабочих «побеседо- вать» с пими, но на его призыв явилось немного более 100 человек, с которыми ни- какого соглашеппя не состоялось. Забастовка [продолжалась. Для руководства забастовкой и укрепления партийной организации из Томска приехал Сергей Миронович Коютриков (Киров), имевший постоянную связи с ру- ководителем тайгииской организации И. Пи- саревым. 1 Очерк написан по воспоминаниям тайгин- ских рабочих и по газетным материалам 1905—1906 годов. Хотя тайгинцы и бастовали, но на дальних путях в резерве стояло всегда несколько па- ровозов, главным образом, для связи с Том- ском. В эти дни в Тайгу привезли женщину, искусанную бешеной собакой, ее надо было немедленно доставить в Томск. Одному из ма- шинистов поручили отвезти эту женщину в Томск и получить там указания, как действо- вать дальше. В Томске этот машинист попал на митинг железнодорожников. Обсуждался вопрос о всеобщей забастовке. Выступало много железнодорожников, но вот вышел со- всем еще молодой человек, который призывал к всеобщей забастовке, к тому, чтобы поту- шены были все паровозы п чтобы вся жизнь па линии-замерла. Машинист считал неправильным тушить все паровозы и предложил спрятать толь- ко части от них с тем, чтобы в экстренных случаях можно было использовать паровозы. Начались споры. Однп были за предложе- ние машиниста, другие против. Выступил опять тот же молодой человек: — Все должно быть мертво, как замерла вся жизнь в Петербурге, — сказал он, и все его поддержали. •Через три дня машиниста вызвали в кон- тору п сказали: — Бери маневровый паровоз п поезжай на нем в Тайгу. С тобой поедет один това- рищ. Смотри, за него отвечаешь. Машинист принял старый, разбитый ма- невровый паровоз, развел пары, а через не- которое время сюда пришел тот самый моло- дой человек, который выступал против него. Одет он был в полушубок и шапку-ушанку. Посмотрели они друг на друга п рассмея- лись. Молодой человек прошел в паровоз, присел в уголок и сказал: — Отправляться пора. В это время в паровоз с площадки рабочие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2