Сибирские огни, 1938, № 3-4

— Сып его вносил ясак, лока отец пе умер в Томске. По десять соболей в год с каждого алтайца. А сколько оп в свою поль- зу соболей оставлял — учесть невозмож- но, — рассказывал мой товарищ. — Обычно баи и родовые князьш отнимали у охотника половину его добычи. Кроме этого, падо бы- ло платить дань китайскому богдыхану. Ал- тайцев в то время так и называли двоедан- •цами. Дань они платили котлами и тагана- ми. Горы красивые, но жизнь в них была страшной. Путешественники встречали десят- ки юрт, в которых семьи кочевников вымер- -ли от голода и некому было похоронить та- .ла их. — К РОССИИ Алтай присоединился в поло- >випе восемнадцатого века, — продолжал рас- сказывать мой товарищ. — Уплата дани бог- дыхану была прекращена, по ясак остался. Остались баи и родовые князьки, которые грабили трудовое население кочевий. Появи- лись торгаши-обманщики. В красивых горах жизнь была тяжела, как камень, безрадостна и горька. Только когда взошло пад Алтаем солнце повой власти, трудовой парод вздох- нул свободно и легко. Кочевники перешли па оседлость, мпогое заимствовали у русского народа, особенно за годы сталинских пятиле- ток. Да ты сам видел это в чолышманских колхозах. Чолышман впадает в Телецкое озеро. Мы только-что приехали сюда из долипы этой быстрой и красивой реки. Впечатления свежи и ярки. j В долипе Чолышмана почти отвесные се- рью скалы подпирают голубое небо. От ска- лы до скалы вся долина—бывшие кочевья— засояпа пшеницей, овсом, ячмепем, — скот пасется высоко па склонах хребтов. Когда мы проезжали там, колхозники ло- богрейками косили усатый ячмень. Теленгпт- кп в цветистых кофтах, белых и синих плат- ках вязали спопы и ставпли в суслопы. Пра- вее их, за рекой, уже молотили ранний уро- жаи. Было слышно, как гудел барабап моло- тилки. Пласты соломы взвивались над голо- вами колхозников и ложились в большие ометы. На правом берегу Чолышмана — сосновый бор, на левом — березовая роща. Возле бо- ра, па солнечной поляпе — монастырские дома, в березовой роще, где до монастыря шаманы раздирали лошадей в жертву духам гор, теперь — колхозное селение. Хотя на полях еще цвела сурепка, дыха- нпе осени чувствовалось и здесь. Березы ро- няли золотистые листья на конические древ- ние юрты, впешнюю форму которых человек заимствовал у окружающих гор, н па восьми- угольные юрты, срубленные из тонкого ле- са. Но юрт здесь было немного. Г1о обо сто- ропы улицы стояли новенькие домики, окру- женные огородами, оградами п загонами для скота личного пользования. В огородах росла картошка, дозревали помидоры. Широкая улица заросла кудрявой зеленыо копотоики. На лужайке возле клуба веселился детский хоровод. Самых маленьких детей ясельные няни водили за руки. На всех дотях — чи- стые платьица и рубашки. По той же лужай- ке ученики начальной школы шли иа мед- осмотр в фельдшерский пункт. Если бы убрать то несколько юрт, что сто- ят средк березовой рощи, то трудно было по- верить, что здесь живут вчерашние кочев- ники. Здешпему колхозу — 8 лет. Люди, первыми вступившие в колхоз, назвали его так, как ранео назывался каждый из них — «Бедняк». Первая толега у «Бсдпяка» поя- вилась пять лет тому назад. Теперь же кол- хоз гордится тем, что у него полтора десят- ка телег, свои плуги, сенокосилки, лобогрей- ки, молотилки и веялки, хорошо возделанные поля, большой теплый скотный двор. Старое название не подходило к окрепше- му колхозу. Надо было переименовать. Но какое же имя дать ему? «Красная звезда», «Красная заря», «Красное знамя», «Новый путь» — все эти названия уже не новые, давно взятые другими. Как же назвать кол- хоз? Тогда кем-то было произнесено имя Врпста Тельмана, — имя колхозу было пай- депо. Оно раздвигало горы, открывая новые горизонты. Оно переносило людей Чолыш- манской долины за советские рубежи, где лучшие сыны человечества ведут борьбу с кровавым чудовищем — фашизмом. Здесь тоже идет сокрушительная борьба с байскими остатками, искореняются вражьи гнезда. До тех пор пока колхозники но па- учились строгой большевистской бдительно* сти, врагу иногда удавалось нанести колхо- зу некоторый ущерб. Так среди бела дня были кастрированы быки симмеиталы. Кол- хозникам пришлось ехать за породистыми быками куда-то за Бийок, платить большие деньги. На лодке мы переправились па правый берег Чолышмапа. В бывших ыопастырских домах размещена неполная средняя школа. В церкви — клуб. Вспомнился вечер в Коо. В восемь часов зазвонил колокол. — Это учитель собирает народ в школу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2