Сибирские огни, 1938, № 3-4

что с прежних лет приписаны к городку и живут дворами и заимками, пашут на себя за хлебные оклады по двадцати десятин в поле, а указа нет, сколько десятин пахать им за хлебны© оклады; дети и их братья « племянники живут отдельно своими двора- ми и пашут на себя, а с тех пашен оброку никакого не платят». «Государь великий, — просил он, — ука- жи мне, твоему холопу: сколько имать с де- сятины денежного или хлебного оброку да конным и пешим казакам по сколько деся- тин пахать пашни за хлебпые оклады в по- ле?» Казаки-хлебопашцы поняли, что от ново- го воеводы нельзя ждать никаких послабок н льгот, успевших превратиться в Кавском городке если не в закон, то всеми признан- ный обычай. Они пе сомневались, что загре- бущая рука царя не откажется от взятия выделенного снопа с излишечной пашни, а их детей, братьев и племянников заставит пахать государеву десятину. На том же кругу Поганов отменил зим- нюю посылку ясачных сборщиков в остяц- кие вотчины, отобрал и отпустил на волю ясырей, взятых казаками в последнюю остяцкую смуту. Долго шумели казаки из-за ясырей-поло- нянников. — Казак за яс.ыря воюет, — кричали они, — свой живот не щадит. От бога ясы- ри установлены. Против бога и государя идешь! — Не вам быть в опале — не ваша забо- та, — отвечал Поганов. — Ясырем казак кормится, ясырь, что скотина в здешней стороне, — напирали они. — Без ясыря пашни не заведешь. Где конской силы нехватит, остячишку к сохе пристегнешь, ан и потянет. — Так... так... — сопел воевода. — Через нас ясырп святое крещение принимают, к православной (вере прилепля- ются, и души их на том свете райское жи- тие обретают. Не убедили казаки кривоглазого воеводу. Стукнул он костылем о пол и, нацелившись зрячим глазом, заставил их попятиться к дверям. — Пустобрехи! Быть в опале! — пере- дразнил он казаков. — Против государя-де идешь. Кавская землица давно мирна, госу- дарева вотчина, а иноземцы в вечном его холопстве, истинные холопы государевы. Где закон, чтобы государева холопа в госу- даревой вотчине на холопство нмать. Кто идет против государя — вы или я? Думае- те жалко мне остячишек? Нет. Закон испол- няю, о казне пекусь, чтобы иноземцы в во- лости не переводились и промышляли на го- сударя ясак все годы. А вы только о своем прибытке вздыхаете. Так и пришлось казакам отпустить остяц- ких ясырей. Больше всех претерпели от Поганова гу- лящие люди, которых на Каве шаталось многое число. Разыскав старый указ о пере- писи гулящих, он приказал их хватать, са- дить в тюремный острог и держать в кре- пях до тех пор, пока они не уплатят полти- ны положенного подушного оклада. Воевода Поганов на гулящих людей смот-. рел, как па отпетых воров, бездельников и смутителей, не верил им, что бегут они в Сибирь от великой скудности, нужды и голо- да, прослышав о порожних пашнях и доброй землице в Сибирском царстве. Крестьян и холопов, бежавших с Руси от помещиков, из пермских вотчин именитого человека Строганова, беглых колодников, узнанных воров и злодеев из разных рус- ских городов Поганов заковывал в железа и готовил к отправке обратно за Каменный по- яс — на Русь. Прежние кавские воеводы в розыске гу- лящих и беглых не усердствовали, искали для вида, а больше отписывались: «От пере- писи де разбежались они, а куда бежали из городка й волости —• неизвестно». — Лютует зверь! — шептались при встрече кавичане. — Круто берет! Но Иван Поганов не унимался. Он разорил каштаки 1 , пригрозил за вип- ное сидение и продажу корчемного пития ссылкой в Дауры, а для умножения государ- ственной кабацкой торговли приступил к по- стройке новой винокурни. Тайных винокуров на Каве было много, как и в других сибирских городах. Накуре- ное вино зимой и летом вывозилось всякого звания людьми в низовые -беспашенные го- родки и с прибылью продавалось на пушни- ну и на мамонтову кость тамошним служи- лым и ясачным ипоземцам. Продажа госуда- рева вина в городке и волости шла тихо, так как корчемное вино было и крепче и дешевле. Наконец, к радости многих ревнивых жен, Поганов прикрыл на Веселой улице блудные дворы, гулящих женок посадил за караул и начал выдавать их замуж за пашенных 1 Каштан — место, где производилась вы- курка вина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2