Сибирские огни, 1938, № 3-4

снаряжали целые экспедиции купцов и каза- ков. .Как некогда европейцы обманывали аме- риканских туземцев, так .русские купцы обма- нывали эвенков — на безделушки они выме- нивали дорогую пушнину. Нередко купцы спаивали туземцев «огненной водой» — вод- кой, .подливая ее в чай, а после этого брали всего столько, сколько могли увезти. Кроме мехов, часто увозили >с собой людей в каче- стве заложников, чтобы обложить эвенков еще большими налогами, чтобы веять за них большой выкуп. Вот эт'их-то людей и видел Артамошка на воеводском дворе. Сначала его детский ум не мог осознать всей мерзости и несправедливости зверского .национального угнетения, а когда он .стал повзрослее, он осознал всю тяжесть этого положения угне- тенных народностей; вспомнил Никанора, ко- торый не .раз говорил ему, что душа у всех народов одинакова. Вспомнил, а был он ре- бенком честным и правдивым, и стал стре- миться к сближению с пленниками-эвенками. Среди привезенных недавно эвенков был юно- ша Чалык. Сблизился Артамошка с Чалыком. Накануне Артамошка отсидел' в .монастыре на черном куске хлеба и кружке воды за на- смешку над попом; тяжела и невыносима ста- новилась дальнейшая жизнь у воеводы. И вот Артамошка решает бежать. Ночью он убега- ет вместе с Чальжом. В глубокой тайге встретил Артамошка отца. Послал Филимон его и Чалыка под руководством казака Ники- ты Седого к «лесным людям» — эвенкам — поднять их на .восстание .против воеводы. Других своих соратников Филимон послал к бурятам. Трудно было понять эвенкам и бу- рятам, что есть у них союзники и вожди по борьбе с грозным деапотом-воеводой и среди «ненавистных» им людей (русских). Они схва- тили Никиту Седого и засадили его в яму, а Чалыка об'явили .изменником своего народа за связь с .краснобородым лючем, т. е. рус- ским. Предводитель эвенков говорил: «Лючи сделали .меня, старого Чапчагира, мальчиш- кой, лючи обманули старого Чапчагира, эвен- ков побили, пограбили. Землю отобрали... Зверь и тот из лесов наших сбежал, птица улетела, умирают эвенки...». С большим трудом, наконец, поняли эвен- ки и буряты, что есть у них вожди и среди русских, что далеко не все руеокие — раз- бойники и грабители... Двинулись на Иркутск три грозных силы — конные буряты, вооруженные стрелами охот- •ники-эвенки й вольное казачество иркутское; ударили в /воеводскую крепость с трех сто- рон, ,и пала ненавистная крепость. Жаль толь- ко — .скрылся проклятый воевода с попом. Выбрали казаки Филимона Лузина да Ники- ту Седого начальниками, крепко надеялись на своих атаманов, знати — не подведут. Ушли свободные эвенки в леса, ускакали буряты в поля. Меньше стали платить оброку. Эх, и хорош же был выборный воевода Филимон Лузин! Правда, он даже оЗрок собрал царю и хотел уже послать, но прослышал через эвенков, что двинул царь большую армию против вольного казачества Иркутского; по- бросали казаки землю, ушли в леса Филимон с Арта,моткой. И все 'пошло по-старому. Цар- ский воевода снова наложил на авекков я бу- рятов невыносимую дань, стал преследовать беглых казаков. «Повелел царь-батюшка ловить людишек беглых, тех, кто на царя и слуг его руки поднимают и разбои чинят, и тех бегльгх. лю- дишек велено казнить: бить кнутом, рвать им ноздри железом, черными пятнами клей- мить лоб и натирать те пятна порохом, мно- гожды, чтоб ничем те пятна не вытравили и чтоб те пятна были у них .по-смерть», ...Но вот пронесся слух по земле, что идут на Русь какие-то мунгалы (монголы). Велика народная любовь к родной земле! Велик и народный гнев к завоевателям! С криками: «Умрем за Русь!» бросились казаки на соеди- нение с войском в|оев.оды; разбили монголов, но коварный воевода схватил доверчивого и благородного Филимона Лузина — атамана вольного .казачества, схватил и казнил. Чалык героически жертвует своей жизнью, чтобы спасти АртамО'Шюу. Воевода торжествует по- беду над вольным казачеством. Но .вот в са- мый .разгар кровавого пира появляется с ва- тагой Артамошка Лузин, которого считали погибшим. «Затрещали и повалились широкие ворота воеводского двора. Воевода не успел отско- чить от узорчатого оконца. Посыпалась слю- да, грохнулась .рама и воевода, хватая рука- ми воздух, замертво упал под стол на распис- ной, китайской работы, ковер»... Таково со- держание этой книги. Обычно .говорят: легко критиковать автора по .принципу —• чего у него нет в книге и что лишнее. В этом есть доля правды. Но относи- тельно «Артамошки Лузина» приходится все же с .горечью заметить, что в нем нет г л a fi- n e r о г е р о я п р о и з .в е д е н и я . Главный герой явно не удался. Он изображен слабо. Совсем, например, не показано, как Артамош- ка организует свою ватагу — вольное иркут- ское казачество — на борьбу с воеводой. Между тем уже от одного этого книга много выиграла бы. Лучше, полнее показан Фили- мон Лузин, или, скажем, Чалык. Автор исключительно искренне, с большой любовью рисует быт охотников-эвенков. Зна- чительно меньшее место отведено бурятам. Написана книга простым, ясным языком. Хорошо передан разговорный -язык начала XVIII века. Замечательны страницы, посвященные опи- санию восточной природы, шумных, бурливых рек — Ангары и Енисея, непроходимых таеж- ных лесов. Величественная природа нуждает- ся для своего выражения и в не менее рос- кошном языке. И -автор находит этот язык. Правда, временами он становится чуть-чуть искусственным, излишне цветистым. Легенды да народного фольклора, хорошо использованные в этой книге, производят на читателя глубоко волнующее впечатление. Вот одна из легенд: «Жил-был сила-богатырь, славный эзенк Маклача. Разного ему по силе не было на земле. Идет по тайге Маклача ,и путь ле»ой рукой расчищает. Стоит сосна столетняя, дер- нет ее за вершину Маклача, и свалится она к его нотам. Стоит гора белой шапкой, облака подпирает, каменистым;» ногами в землю вросла, а Маклача подойдет, толкнет ее пле- чом, и гора перед ним упадет ройной поля- ной. Течет река, голубой ватной о берег играя, 'пеоЕи золотые несет по дну. Подойдет Маклача к той реке, свалит в нее скалу, и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2