Сибирские огни, 1938, № 3-4
f Везде я слышал плач и жалобные стоны И видел, как в пыли потоптаны лежали Права народные, щит слабого — законы. Следовательно, как э нервом, так и во втором стихотворении изменение теиста идет за счет тех мест в стихотворении, в которых наиболее четко выражены соци- альные взгляды Раевстого. Подобные изменения мы можем отметить также в «Предсмертной думе», напечатан- ной в «Русской старине» 15 . Правда, «метод» изменения здесь несколько иной: в напеча- танном тексте сохранено начало и конец, средина же произведения, где автор изла- гает свою жизнь борца и в результате при- ходит к выводу: «И жизнь моя прошла, как метеор» и т. д.—совершенно отсутствует. Размер опущенного текста в три раза больше напечатанного, но этот • текст так- же нельзя считать окончательным, так как внук В. Ф. Раевского, приславший Г. Ели- сееву стихотворение для напечагаиия, в сопроводительном письме предупреждает, что он посылает стихотворение в сокра- щенном виде. Вывод, который мы можем сделать на ос- новании приведенного материала, будет сво- диться к следующему.. Литературные произведения Раевского, распространяемые им самим, или людьми, сочувствующими его участи или делу, в своем бытовании постепенно претерпели из- менения. Эти изменения шли за счет сгла- живания остроты высказываний Раевского,, вытравливания демократических ноток в его произведениях, подведения их под общие либеральные штампы, — выбрасывание жиз- ненного материала приводило к абстрактно- сти произведения, снижало силу воздей- ствия этого произведения и выхолащивало особенности творческого метода Раевского. Но эти изменения не касались тех про- изведений, которые были безобидны в по- литическом отношении. Сравнение текста стихотворения «Она всегда казалась мне мила», опубликованного в «Русской старине» вместе с «Посланием в Кишенев», с авто- графом этого произведения показывает, что существенных изменений это произведение не претерпело. Изменения в произведениях Раевского отмечались уже его современниками. В од- ном из писем в нему мы читаем: «Как бы прочитать н е и з у р о д о в а н н ы е 16 стихи Ваши, ибо и изуродованные по Вашему наименованию много для меня поразитель- ны по своей жизненности, силе и картин- кам» 17 . Помимо названных произведений, опубли- кованных в «Русской старине», относящих- ся к более позднему периоду творчества Раевского, можно назвать ряд произведений, напечатанных еще в 10-20 годах XIX в. са- мим Раевским. Исследователи называли ряд произведений, напечатанных в «Духе жур- налов» и «Украинском журнале», как-то: «Послание Горчакову», «Послание Ахмато- ву» и др. Можно указать еще несколько произве- дений, напечатанных в это же время: «Путь в счастью», «Разлука», «Взгляд на осень», «К моим пенатам» и др. Эти произведения также имеют измене- ния, но эти изменения произведены или цензурой, или, возможно, самим Раевским в силу цензурных требований. Установление и. изучение этих изменений дает, вероятно,, не менее интересные факты. Автографы названных произведений имеются. Во вторую группу вношу совершенно не- известные до сего времени произведения, пролежавшие до настоящего дня в судебных, делах или папках 3-го отделения (свыше^ 200 листов). В эту группу входят произведения, отно- сящиеся к периоду до 1822 г., т. е. до аре- ста Раевского, и произведения, написанные Раевским в ссылке за период с 1827— 1830 гг. Наиболее многочисленно представлены произведения до 1822 г., их свыше десятка (около 200 листов), не считая автографов стихотворений, напечатанных самим Раев- ским. Укажем такие произведения: «Призна- ние», «К сельскому убежищу», «К лире»,. «Свидание», «Глас правды», «Сетование» ® многие другие. Наиболее интересны по своей социальной направленности: «Элегии», «Плач негра» (возможно — первоначальный набросок опу- бликованвюто Раевским стихотворения «Песнь невольника»), «Подражание Вольте- ру», «Смеюсь и плачу» (частично опублико- вано Семевсвим). К этой же группе необхо- димо отнести публицистическую статью «Ответ Растопчину», выступившему против освобождения крестьян. В своем «Ответе» Раевский дает отповедь крепостнику, — это наиболее яркое высту- пление Раевского, определяющее его поли- тическую линию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2