Сибирские огни, 1938, № 3-4
Так где же враг? Оп далеко — В тылу глубоком! Широко Раскрой скорей свои глаза ты, Не те, что этот дождь залил И пот горячий ослепил, —• Глаза ума! И враг заклятый Тебе откроет в тот же миг Свиное сердце, волчий лик. Ума горящими глазами, Не омраченными слезами, Сквозь кровь и смрадный дым атак, Увидишь ясно: кто наш враг! В авязи с широким развитием массовых антияпонских песеп большой размах получи- ло в Китае хоровое пение. В прошлом китай- цы исполняли свои песпи только на один го- лос. Теперь же во многих китайских городах •бурно растут хоровые кружки, участники ко- торых получают музыкальное образование. Организатором первых хоровых кружков в Шанхае, которые сразу же приобрели широ- кую известность, был композитор Ни Эр. Его кружки быстро завоевали симпатию обще- ственности: проникли на фабрики, заводы, в школы, в казармы. Они устраивали выезды в деревпи и обучили хоровому пению большое количество крестьян. Ныне на хоровые кружки в Китае огром- ный спрос. По настоянию радиослушателей хоровые коллективы стали ежедневно высту- пать у микрофона, исполняя антияпонские песпи. Хоровое движение быстро разрастается ко- личественно и качественно. Если в начале 1937 г. в Шанхае насчитывалось всего шесть-семь хоров, то к концу года их было уже более восьмидесяти. Хоровые кружки, исполняющие антияпонские песпи, имеются почти на каждом большом заводе и во мно- гих воинских частях. Деревня начинает орга- низовывать собственные хоровые кружки. Антияпонская песня внедряется все глуб- же и глубже в толщу народных масс, и боль- шую роль в данном случае играют народные сказители и певцы. Эти знаменитые китай- ские трубадуры (многие из них слепцы), эти неутомимые странники, покрывающие за свою долгую жизпь многие десятки тысяч кило- метров пространства, заменяют китайцу наш граммофон, а часто и газету. Под аккомпа- немент двухструнных бамбуковых скрипок, гудение гонга и грохот барабана они поют старинные классические баллады, старые и новые театральпые арии, народные песни, рассказывают исторические эпизоды, приукра- шенные, конечно, героикой легенд. Ныне китайские народные сказители сде- лали основой своего репертуара боевые анти- японские песни и переносят их из конца в конец необ'ятной страны, накаляя широкие массы гневом к захватчикам, поднимая все население Китая на великую освободитель- ную войну. Непоколебимое решение китайского народа бороться до конца и до конца отстаивать свою национальную независимость от посяга- тельства фашизма звучит в словах народной клятвы-присяги, которую дают бойцы, всту- пая в национальную армию: «Мы клянемся отдать все свои силы свя- щенной войне против захватчиков. Мы обя- зуемся подчиняться приказам высших коман- диров и оказывать врагу отпор до конца... Мы не признаем гражданами Китайской рес- публики тех, кто сейчас, во время войны, не принимает в ней участия, будучи здоровым, и не дает средств, будучи богатым. Мы кля- пемся избегать этих людей и побуждать к этому других. Мы не будем признавать ки- тайскими войсками те воинские части, кото- рые во время нынешней войны не примут в ней участия или, участвуя, не будут сра- жаться решительно!».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2