Сибирские огни, 1938, № 3-4
нушки сыграли огромную, если не решаю- щую, роль. Мировой империализм жестоко рассчитал- ся с китайским народом за национально-ре- волюционную борьбу. Империалистическая Япония совместно с другими империалисти- ческими хищниками активно поддержала ре- акционных китайских генералов в их борьбе против китайского пролетариата и револю- ционного крестьянства. С помощью пушек иностранных кораблей и японского десанта была сожжена огнем снарядов н потоплена в крови героическая Кантонская коммуна — этот первый в Ки- тае очаг советской власти. Китайский народ ответил на неистовы® разгром своей коммуны массовыми песнями, в которых прославил мужество коммунаров и проклял их палачей. В одной из этих на- родных песен — «Песне о Кантонской ком- муне» — говорилось: Покрылась дымом небесная синь... Буржуй и помещик, ликуй! Прорвался в Кантон генерал Ли-Цзисинь И генерал Чжан Фагуй. За их спиной стоит капитал, Помещиков толстый рой, За их сниной — иностранный квартал, Дредноутов серая бронь. И солнца свет в седых небесах От дыма совсем померк. В порту высаживается десант С японских канонерок. Пылает Кантон в орудийных огнях Со всех четырех сторон... Три дня, небольших и великих три дня, Рабочий, солдат и крестьянин-бедняк Защищали советский Кантон. Радостью песни свои разукрась, Улыбкой расцвечивай рот! В Кантоне советская власть — р о д и л а с ь , Не у м е р л а И н е у м р е т ! 1 С 1927 г. империалистическая Япония, приступив к проведению в жизнь маниа- кального плана генерала Танака о «мировом господстве», развернула новое наступление 1 «Пески Советского Китая», «Молодая Гвардия», 1937 г., стр. 6—7, на Китай, получившее имя «политики бро- нированного кулака» или «политики крови и железа». 18 сентября 1931 г. японский империа- лизм .внезапно обрушился на Мукден и ок- купировал Манчжурию, а 29 января 1932 г., после ряда диверсий и провокаций, кинулся в новую авантюру, начав захват Шанхая. Взрывом негодования встретил китайский народ все эти авантюры японской военщины. Они пробудили в нем жажду дать решитель- ный отпор захватчикам и расправиться о предателями родины — китайскими фаши- стами и их троцкистскими прихвостнями. Гнев породил новые песни. Китайские фа- шисты всеми средствами пытались заглу- шить свободный голос народа. Пение анти- японских песен было запрещено под страхом сурового наказания, но они все же загреме- ли по вСей стране. Особенно громко раздались антияпопские песни в советских районах Китая, где массы могли свободно выражать протест против агрессоров и где правительство всегда вы- полняло народную волю, народные требова- ния. Особенно много новых патриотических пе- сен вышло из китайской Красной Ар- мии — этой свободной кузницы народного песнетворчества. Характерными чертами революционной и антияпонской песни, а песни красноармей- ской в особенности, являются огромная эмо- циональная напряженность, яркий боевой тон. Эта песня строится на энергичных при- зывных интонациях, полна движения, смело- го порыва, дышит уверенностью, светлым жизнеутверждающим оптимизмом. Вогг образец красноармейской патриотиче- ской песпи, призывающей бойца встать на защиту земли и самого китайского народа: Лучи осеннего солнца палят, За наши семьи, фанзы, поля, За нашу землю, дающую рис, За воду, за жизнь и волю — борись! Мы создадим неповторимых бойцов, Меняющих нашей земли лицо... Наши слова, как мы сами, просты, В наших руках винтовка и штык. Целимся метко мы в грудь врага. Смело, товарищ, на фронт шагай! Той же непоколебимой верой в победу, которая освободит китайский народ от оков рабства, проникнута красноармейская песня «Рабочие, крестьяне, солдаты, соединяй- тесь!» Ее задание—бросить в массы призыв- ный клич, четкий и ясный, как боевой при-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2