Сибирские огни, 1938, № 3-4

АНТИЯПОНСКИЕ ПЕСНИ Много унижений и обид перенес китай- ский народ от бронированного кулака импе- риалистической Японии. Но тяжелые уроки и мучительные испытания не пропали да- ром. Они научили китайский народ священ- ной пенависти к японскому империализму, способной увлечь на любое самопожертвова- ние, на любой героизм. Великим гневом запылала теперь огром- ная страна — от моря до моря, от горячих песков пустыни до холодных каменных ру- бежей Тибета. Она поднялась, чтобы отсто- ять свою независимость, отомстить за по- пранную национальную гордость. «Сейчас — пишет китайская газета «Да- гун бао» — наступил момент, когда должен разразиться мощный гнев всего китайского народа, когда мы должпы бросить все наши силы на защиту пашей родины». 1 «Враг разрушает и превращает в пепел все, — гласит манифест конгресса Гомин- дана, — что в течение долгих лет создава- ли наше правительство и народ. Только ко- нечная победа обеспечит сохранение терри- ториальной целостности и суверенных прав Китая. Нашим братьям и товарищам остает- ся только сплотить силы и стремиться к ко- нечной победе, не останавливаясь на полпу- ти... Китай будет своими собственными си- лами вести тяжелую и героическую борьбу, не прибегая ради спасения к каким-либо компромиссам... Опыт героической борьбы ясно показал, что если все мы, единые серд- цем и волей, будем со всем мужеством бо- роться за нашу страну, то мы сломим врага и достигнем своей цели». 2 «Наше сопротивление, — говорит леген- дарный герой китайского народа Мао Цзэ- дун, — имеет революционное значение... Борьба должна вестись до конечного резуль- тата. Мы прилагаем все наши силы, чтобы усилить об'единение страны для победы в 1 «Правда» от 6 февраля 1938 года. 2 «Правда» от 4 апреля 1938 г. КИТАЙСКОГО НАРОДА борьбе за сохранение китайского народа. Весь народ и руководители страны упорно организуют сопротивление и нет никаких оснований для пессимизма. У нас один путь — борьба и настойчивое сопротивле- ние. Наша конечная победа недалека». 3 Китай силен патриотизмом, единой волей многомиллионных масс добиться победы над врагом. И над великой национальной армией, как развернутое знамя, взвивается массовая антияпонская песня, полная страстного при- зыва, бурлящая ненавистью. Китайский народ издревле славился песня- ми. Песня всегда была его душой, силой, мобилизующей его на труд, на борьбу. Все трудовые процессы оформляются в Китае песнями, и все события народной жизни на- ходят в них свое отражение. Песнями, как героической симфонией, озвучена многове- ковая борьба китайского народа со своими угнетателями. Ими окрылено национально- революционное освободительное ряжение против иностранного империализма. Оейчае песня в руках китайского народа стала мощ- ным оружием в борьбе с японскими захват- чиками. Истоки современной антияпонской песни нужно искать в национально-освободитель- ном движении периода «4 мая» 1919 года, когда вся китайская демократия вышла на улицы городов, чтобы прокричать гневное проклятие по адресу Японии, которая, по образному выражению Ленина, «отсиделась во время империалистической войны и за- брала себе почти весь Китай». 4 Но с особой ясностью в народном песне- творчестве зазвучали антияпонские мотивы после того, как великая Китайская револю- ция 1925—27 гг. потерпела временное по- ражение, в котором иностранные деньги и 3 «Известия» от 11 декабря 1937 г. 4 Л е н и н — «Речь иа I Всероссийском с'езде трудовых казаков», т. XXV, сгр. 57.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2