Сибирские огни, 1938, № 3-4
« Ч у ж до ли иам, в е л и к о р у с с к и м € о з н а т е л ь и ы м п р о л е т а р и я м , ч у в - с т в о н а ц и о н а л ь н о й г о р д о с т и? К о н е ч н о , н е т ! Мы л ю б им с в о й я з ы к и с в ою родин у . . .» Это чувство великорусской национальной гордости не было чуждо Алексею Максимо- вичу. Великого русского поэта А. С. Пушкина он называл гением, «равного которому пе было и нет». В своей прекрасной книге «В. И. Л е н и н » Алексей Максимович с особой любовыо отме- чает черты великорусской национальной гор- дости в гениальном вожде пролетарской ре- волюции: «Как-то пришел к пему и вижу: на столе лежит том «Войны и мира». — Да, Толстой. Захотелось прочитать сце- ну охоты, да вот, вспомнил, что надо напи- сать товарищу. А читать — совершенно нет времени. Только сегодня ночыо прочитал ва- шу книжку о Толстом. Улыбаясь, прижмурив глаза, он с наслаж- дением вытянулся в кресле и, понизив го- лос, быстро продолжал: — Какая глыба., а? Какой матерый чело- вечище... В л т это батегаг-га, XVHOWWK ... И, •знаете, что еще изумительно в neiM? До этого графа подлинного мужика в литературе не было. Потом, глядя на меня прищуренными глазками, спросил: — Кого в Европе можно поставить рядом с ним? Сам себе ответил: — Некого. И, потирая руки, засмеялся, довольный». Конечно, это — чувство национальной гордости, гордости русской литературой. Рус- ский народ дал писателя, рядом с которым некого поставить в Европе. Известно, какое большое место занимает труд в произведениях Горького. Великий ху- дожник пролетариата с восторгом рассказы- вает о любви В. И. Ленина к русскому рабо- чему человеку: «На Капри он, глядя, как осторожно ры- баки распутывают сети, изорванные н спу- танные акулой, заметил: — Наши работают бойчее. А когда я выразил сомнение по этому по- воду, он, не без досады, сказал: — Гм-гм, а не забываете вы Россию, живя на этой шишке?». 2. Постоянная связь с массами, связь с ра- бочим классом и его'партией, знание марк- систско-ленинской философии — вот те ус- ловия, которым Горький обязан своими осо- бенностями: цельностью и последовательно- стью. Другие великие русские художники сло- ва Чехов и Толстой тоже были трезвые реа- листы. Но Чехов давал читателю очень пе- чальную надежду: «Может быть через сто, двести лет человеку будет лучше». Тоскливая, унылая надежда. Такой надеж- дой не окрылишь человека. А Толстой? Оп в гениальных художествен- ных произведениях резко критиковал поме- щичье-буржуазный строй, срывал все и вся- ческие маски и одновременно проповедью нравственного совершенствования и непро- тивления злу сам одевал «маску», уводя чи- тателя от революционного разрешения клас- совых противоречий. Проповедь непротивлен- ства и нравственного совершенствования и есть в сущности «маска» защиты частной собственности. В. И. Ленин в своей статье «Лев Толстой, как зеркало русской революции» дал гени- альное вскрытие сущности творчества вели- кого художника. « П р о т и в о р е ч ия в п р о и з в е д е н и - я х , в з г л я д а х , у ч е н и я х , в ш к о л е Т о л с т о г о — д е й с т в и т е л ь н о к р и - ч а щ и е . С одной стороны, гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произве- дения мировой литературы. С другой сторо- ны—помещик, юродствующий во Христе... С одной стороны, беспощадная критика капи- талистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий .между ростом богат- ства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, — юродивая проповедь «не- противления злу» насилием. С одной сторо- ны, самый трезвый реализм, срывание всех и всяческих масок; — с другой стороны, пропо- ведь одной из самых гнусных вещей, какие только есть па свете, именно: религии, стремление поставить на место попов по ка- зенной должности попов по нравственному убеждению, т. е. культивирование самой утонченной и потому особенно омерзительной поповщины» (В. И. Ленин, т. XII, стр. 332, изд. 3-е). Такого противоречивого Толстого, который, по определению В. И. Ленина, отобразил
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2