Сибирские огни, 1938, № 3-4

— Кому охота за первое мая отвечать? С •больного и спроса нет. Ночью Сергей Миронович проводил работу « парторганизацией. — Где у вас работа? Что вы делаете? Де- сятки работают слабо; никакой подготовки к революционной борьбе нет. Сами не учи- тесь, не поднимаете свою политическую гра- мотность. Не учитесь даже простой грамоте. Оловом, ваша организация хромает на все четыре ноги. Вы даже не держите постоян- ной связи с Томском, думая, что у вас все хорошо и никакой помощи вам пе надо. Где у вас библиотека? Получили библиотеку из Томска и всю ее растеряли. Куда это го- дится! — Надо помнить, товарищи, что впереди предстоит еще большая борьба и вы обязаны готовиться к ней, повышать совой знания и техгаику борьбы. Повышение нашей со- знательности зависит от пас самих. Я знаю, что это трудно, но это и есть борьба. С литературой действительно у тайгинцев получился «конфуз». В 1905 г. они получи- ли из Томска библиотечку и роздали ее по рукам, не записав выданных книг. Книги не вернулись в библиотеку. Часть этих книг была найдена в депо, где-то за станком, уже в годы советской власти. Подготовка к 1 мая шла усиленными тем- пами. Было обусловлено, что 1 мая никто из рабочих не выйдет в депо. Задолго до начала работ Сургонт прошел в депо. На явочной доске висело восемь номерков. Сургонт снял их и спрятал в карман. Пошел в цех, где встретился с Костриковым, разговаривавшим с рабочими. Кто-то сообщил, что идет начальник уча- стка Калугин. Все немедленно попрятались. Начадьпик обратился к табельщику: — Где рабочие? — Не могу знать. — Старший мастер был? — Был да ушел. Начальник пошарил по цеху глазами и бы- стро вышел из него. Костриков развернул па плите красное знамя. На нем была нашита надпись: «Да здравствует первое мая! Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». С развернутыми знаменами небольшая группа рабочих вышла из мастерских через железнодорожную линию в поселок. Уже на путях к ней начали присоединяться рабочие, их семьи, служащие и приказчики. Через полчаса &то была группа в несколько сот че- ловек. Ни полиции, ни жандармов не было вине. В лесу открылся митинг. Говорил Костри- ков. Его пламенная речь о необходимости борьбы, о задачах рабочего движепия, по- строенная на конкретных, близких рабочим примерах, каждым своим словом доходила дв сознания революционно настроенной массы людей. После Кострикова пытались выступить с критикой Маркса и большевистской партии эсер и анархист. Сергей Миронович со всей страстностью обрушился на этих ораторов, поставив их в смешное положение перед ра- бочими. Ни эсер, ни анархист не могли ниче- го возразить по существу и Сергей Мироно- вич провел повую беседу о задачах, стоящих перед рабочим классом. Митинг закончился часа в четыре дня. Со- бравшиеся расходились в приподнятом на- строении. Знамя было спрятано до следую щего случая. А на другой день утром, когда по гудку рабочие пришли в депо, у табеля их ожидали начальник участка Калугин и жандармский ротмистр, приехавший ночью из Томска. Каждого останавливали и допрашивали. Отвечали каждый свое и в каждом ответе слышалась скрытая насмешка, ирония. А Костриков вместе с Сургонтом после массовки направились в тайгу. Километрах в четырех от поселка они на- шли огромную старую ель. Ее пижние ветви широкими лапами спустились до самой зем- ли, образуя искусственный шалаш. В пем было тепло и сухо. Лучшей квартиры нель- зя было и придумать. Натаскали сухой тра- вы и оборудовали «помещение». Только в дождь и холодную погоду Сергей Миронович ночевал в поселке и каждый раз на новом месте. Жандармы усиленно искали таинственного пропагандиста, но они не знали даже внеш- них признаков его, что особенно затруднял» поиски. Сергей Миронович появлялся в поселке ежедневно. На одной из квартир, где собира- лись рабочие, организованные для пропаган- дистской работы в десятки, он проводил бе- седы, занятия, подготовку к борьбе, заба- стовкам и т. д. В работе он был суров и порою резок. П« окончании занятий шутил, смеялся, читал стихи, приводил массу примеров из револю- ционной борьбы, иногда пел. Вместе с тем Сергей Миронович развернул общеобразовательную работу в рабочих де- сятках. Он обучал грамоте, арифметике,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2