Сибирские огни, 1938, № 2

— Вот юа у меня такой, Мишутка! Десятилетний, кюретостый, круглоголовый человек оглядел всех о независимым видом и направился прямо к моему столу. Пока я рассказывал историю образования Советского Союза, ашыш не отходил от меня. Облокотясь на стол и подперев голо- ву кулатеякамп, он внимательно рассматри- вал географическую карту, следя за моим пальнем, обводившим ' границы республик, юркими, умными глазенками. — А где Новосибирск? — вдруг спросил он. — Вот где... видишь кружок? •— А Москва?... А где живет дядя Папа- нив? Карта была неполная, Северный полюс огретая. Я показал выше карты на стол и сказал: — Примерно, здесь... Тут, видишь, Миша, ие все напечатано. — А зачем — не все? Но как только я перешел к следующей теме — антирождествеиской — малец быст- ро заскучал, перебрался па диван и выстро- ил там, на удивление -всех, замечательную березу, высоко вскинув ловкие ножки. Рож- деством он ие интересовался. — Вот ведь они яьгнешкие-то какие! — несколько обескуражен®) заметила бабуш- ка Астафьева. — Бывало, такие-то христо- славигь ходили, а этот, поди, не знает, что и за калядки. — Нет, знаю, — откликнулся Миша, — Это новд) 'милостинку с пешей просят... А теперь нищие либо жулики, либо шпионы... —i Шпионы, почему? — изумились жен- щины. — А так, — невозмутимо ответил маль- чик и отправился в кухню. — И попы — шпионы и жулики,—крик- нул он оттуда. Кружковцы рассмеялись и смех их зву- чал вполне одобрительно. Атрафена Дмитри- евна сейчас же рассказала, так еще до ре- волюции в их селе поп пытался открыть «новоявленную» икону и сотворить чудо при :помощи поддельного слепца. А тот напился пьяным и 'выболтал крестьянам © затее по- па. Поповский план сорвался. Может быть, такой состав подобрался в кружке, но только и самые старые из них выслушали этот -рассказ и всю беседу о воз- никновении рождественского мифа очень спокойно и, пожалуй, равнодушно. О чем это свидетельствует? Равнодушие ли это людей, которым действительно нет дела до религии или это, наоборот, своеоб- разная броня от воздействия -вашей агита- ции? Ясно ©дно — успокаивать мы себя не должны. Борьба с религиозными -предрассуд- ками должна вестись планомерно. Очень ва-жво -пробудить действенный инте- рес к антирелигиозной пропаганде, чтобы собственная мысль у людей заработала. За- дача кружка — дать толчок этой мысли, сдвинуть ее с мертвой точки. А то иные выслушают агитатора вежливо-, а после кружка в церковь идут. Такие случаи бы- вали. Поэтому больше других меня -порадовал Гунец. Задав несколько вопросов (в том чис- ле, какие яблони ели в раю Адам и Ева)» свидетельствующих, что путаница в его го- лове еще ©сталась, — он сам попросил дать ему книжку о рождестве и признался: — В церковь-то я давно не хожу — это так, но сказать, что во вс-ем разбираюсь — не 'Могу. А треба раскумекать iBcie... Месяц спустя он спросил меня: — Про пасху балакать с нами будете? — Обязательно, товарищ Гунец. — От -хорошо. Про рождество я узнал— теперь про пасху звать охота. Это ведь тре- ба хорошо знать, почему не следует ве- рить... Именно так: надо -звать хорошо. В этот день я готовился к беседе об из- бирательном законе РСФСР, но когда раз- вернул свежую газету, то повял — сегодня говорить надо о другом. В газете было на- печатан© сообщение прокуратуры Союза ССР о чудовищных преступлениях- фашистских наймитов, убийц и изм'енников родины из «право-троцкистского блока». После окончания рабочего дня и митинга отправился в кружок. Занятие было назначено внезапно, не в обычный наш день — перед выходным, но собрались почти все. Это — благодаря Тун- цу, он заблаговременно обошел квартиры и всем говорил: — Бе-седа сегодня очень важная, во что бы то ни стало приходите... И вот мы опять сидим в чистой, уютной комнате Аграфены Дмшриевны. Лица круж- ковцев встревожены, угрюмы. Скупые слова сообщения хлещут по нашему ' сознанию, как бичи. — ... по части террористической деятель- ности «право-троцкистского блока» установ- лено, что ©бвиняемые организовали" и осу- ществили злодейское умерщвление В. В. Куйбышева, В. Р. Менжинского и А. М.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2