Сибирские огни, 1938, № 2
Вывод? Его видел Наумов, как и вое на- родники, в том, что в деревню на помощь Калининым и Бычковым должна пригни ин- теллигенция. «Хождение в народ», как известно, потер- пело полную неудачу. Это внесло в среду интеллигенции большое разочарование. Глу- боко переживал его и Наумов. Словами Ка- линина — «сколько ни вали хмелю в пиво, оно все солодит» — он как бы выразил соб- ственное настроение. Со страниц wo произ- ведений исчезают организаторы активных форм борьбы с (кулачеством и властями. По- является новый герой — правдоискатель, обличитель-одиночка, оторванный от масс крестьянства: Осип Дегтярев в очерке «Ума- лишенный», Анисим .Корольков в рассказе «'Зажора»,-Василий Долгоиолов в «Паутине», Матвей Шигин в очерке «Дед Матвей», Кузь- ма Беспалый и другие. - «Зажора ^принадлежал к разряду тех лю- дей, — характеризует писатель одного из своих обличителей, — какие часто встреча- ются среди сибирского населения ,и, может быть, только исключительно среди сибир- ского... Под гнетом произвола Сибирь вы- рабатывает в народе особенные типы страст- ных, .энергичных людей, смело протестую- щих среди всеобщего безмолвия и апатии против зол, размещающих народную жизнь». Правдоискатели, обличители не могут рав- нодушно смотреть, «чего на миру творится, на всякое зло и неправды». 'Крестьяне, за- кабаленные и запуганные кулачеством, мол- чат. Неутомим и бесстрашен только обли- читель. «Нет, — говорит он, — правды, не потаю, хоть убейте меня». И он «выслежи- вает -все подходы и выходы» кулачества и сельских властей, он «видит все впотьмах, где другие ощупью ходят», он «сразу сме- кает, кто чем прихрамывает». И, найдя удобный случай, он выводит на чистую воду вое темные дела, «всячески ругает да поно- сит» кулаков, сельских старост, волостных старшин, а -иногда «поминает легким слов- цом» и начальство повыше, которое тоже «в яве торгует правдой». В одном из сел «полюбилось тамошнему целовальнику, большому приятелю головы, да. однако, еше и сродственнику, одно ме- сто, высокий такой пригорок посередь самой деревни, а сзади .его озерко и рощица». А на пригорке стояла изба бедного, немощного крестьянина Мирона Оивнова. И вот цело- вальник, долго не думая, «закупил это лесу, подрядил из той же деревни рабочих и давай рубить избу на пригорке, загородив Миро- ну и свет' и вход»- Мирон пошел жаловать, к голове. Не помогло. В город ездил, жалобу подавал. Тоже не помогло. И -общество не вступилось за Мирона. («Целовальник знал, каким подпилком мужичью Совесть подтачи- вать». Он выкатил обществу бочонок вина). Мирон был вынужден с ехать с. насиженно- го места. Все это видел Осип Дегтярев, «язычный мужик». И вот однажды «на сходе ввезапу это улучил минутку и говорит: «А вот бы, ваше почтение, Федор Игнатич, чего бы по- решить вам миром надо., чтобы в волости такцию на стене вывесить! 'Оно бы и мошен- никам-то было видней и волостньм-то с руки. «—• Какую такую такцию? — спраши- вает голова. «— А вот бы какую, к 'примеру тебе ска- зать: коли отберет мошенник у кого-нибудь место под дом, то снеси Голове, скажем, два- дцать рублев, и прав будешь; за лошадь, не по правде отобранной, положить бы можно пять рублев, за корову — три, за свинью и полтинник будет... Ну, вот я и говорю, пгтобы ты вывесил такцию, за какую цену правду продаешь!» Дегтярева, .разумеется, высекли «за по- ношение головы и 'Общества». Долго хворал обличитель. Но 'едва поднялся на ноги, как поехал в Мокшеево и давай вколачивать по- среди деревни осину. «Известное дело, народ, видя это, сбежался, спрашивает: «Чего ты делаешь?» -«Старосту, говорит, нового став- лю на смену Гордей Савельичу; оба, гово- рит, они одного пенька ветки, только Гор- дей-то, говорит, мохом оброс, пора б его и на отдых, а энтот посве'жей выглядит, а вам-то, говорит, ведь все равно, было бы только кому кланяться!..» Дегтярева «отбла- годарили», домой он вернулся весь в синя- ках и в крови. «Формы протеста, — замечает Наумов* — избираемые подобными личностями, бывают разнообразны». Тот же Дегтярев, .который, между прочим, очень напоминает норолевков- ското Яшку-стукашыцика, неустанно воевав- шего за свой «.нрав-закон», забрался в пре- стольный праздник на колокольню и уда- рил- в набат. Когда сбежался .народ, в толпе которого был и голова, Осип Дегтярев, за- баррикадировавшийся на колокольне, об'явил «миру»: «— Голова просил меня оповестить об- щество, што оп совесть-то где-то обронил, так в случае, коли кто найдет ее, так об'- явки бы не делал в волость, а нритаил бы ее у себя, потому, как без совести Федору
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2