Сибирские огни, 1938, № 2

крестьянине: «(Как ни быстро растет народ- ная нужда в Сибири, все же тамошний кре- стьянин несравненно самостоятельнее «рос- сийского» и к работе из-под палки мало приучен». Крепостники, чиновники, нарож- дающаяся городская и сельская буржуазия пытались приучить ого «работать из-под палки». Это вызывало протест, борьбу; на- род выдвигал из своей среды Карповых, Ка- лининых, Бычковых. Ошибка (Наумова была не в том, что он рисовал, якобы, несуществующих борцов за «мирские» интересы, а в том, что он звал на борьбу за утопический идеал. Находясь в плену реакционной народнической теории «о самобытности экономического развития России», 1о саморазвитии крестьянской об- щины в социализм, он ироноведывал борьбу за сохранение хозяйственной самостоятельно- сти мелких крестьян -собственников, отстаи- вал интересы и независимость мелкого про- изводства. Он идеализировал это мелкое про- изводство, не понимая, что именно оно рож- дает капитализм «постоянно, ежедневно-, ежечасно, стихийно и в массовом масштабе» (Ленин). Наумов идеализировал -крестьянство, не понимая, что кулак растет из той же кре- ' стьяиской среды. -Правда, писатель, наблю- давший жизнь деревни собственными т а з а - ми, не мог не видеть, что старый, идеа-лизи- 1 рованный народниками склад крестьянской жизни разлагается. Во многих своих произ- ведениях (он показывает, как господствует в деревне -свирепый неписаный закон: «каж- ; дый за себя». Его пер-у -принадлежит немало картин, изображающих равнодушие крееть- , ян к чужому горю, отсутствие солидарности между ними, невежество, варварство, вое те черты, которые Маркс называл идиотизмом деревенской жизни («Я-шник», «Деревенский аукцион», -«Ямщик Вавил-о», «Эскизы без те- ней» и др.). Но процесс разложения (или «развращения», как он это называет) На- умов об'ясняет «посторонними влияниями», «наносамп извне». «Народ наш никогда не 1 отплатит неблагодарностью за добросовест- ные отношения к нему, — пишет он -в «Па- утине», — в зтом вероятно убедился вся- кий, имевший дело с крестьянином, не раз- вращенным посторонними влияниями»*). *) Рост кулачества среди туземного на-се- л-ения писатель -об'яоняет («Горная идиллия») только тем, что ру-оские «купцы и зажиточ- ные -крестьяне подают дурные -примеры». , и т у т ж , е высказывает предположение, что «при других, -более благоприятных условиях, рост кулачества -среди туземцев может -при- остановиться». Писатель чрезвычайно радовался, когда он находил, как ему казалось, те «уголки», ку- да еще не -проникли эти «'влияния». Но «уголков» этих становилось все меньше и меньше.. В одном из вариантов очерка «Дед Матвей» Наумов прямо указывает, что толь- ко «в деревнях и заимках», разбросанных в глуши лесов и гор, «таится чистый род- ник народной жизни, незапятнанной ника- кими наносами извне». В ряде произведений Наумов утверждает, что кулачество выделяется из городского ме- щанства, из элементов не деревенских; что в деревне оно не имеет -корней. В архиве писателя Сохранился черновой набросок до- кладной записки, датированной 1884 годом, когда Наумов служил в Мариииске непре- менным членом по крестьянским делам. В за- писке он предлагал «представить крестьян- ским 'обществам в Сибири нрава выдворять по приговорам поселяющихся в селах и де- ревнях мещан и купцов, замеченных в ка- ких-либо предосудительных -поступках». Так просто представлял -он себе возмож- ность предотвратить рост кулачества в де- ревне и обеспечить торжество общины и артельвости. Рисуя борьбу своих героев за «мирские» интересы, Наумов видел, однако, что эта борьба не только/ неравная, но что крестья- нам нох-ватает -организованности, стойкости, 'единства в этой борьбе. В изображении На- умова все открытые выступления против эксплоататоров, организованные Калинины- ми, Бычковыми и даже Карповыми, конча- лись в последнем счете победой экснлоат&го- ров и их ставленников. Наумов видел, что масса мелких собственников склонна к дей- ствиям «порознь друг от друга», что среди нее нет нужной солидарности. В выборах- па пост старшины крестьяне стойко 'защищали своего кандидата, н-o стои- ло посреднику пригрозить, как они покори- лись, «м-ногие у-ехали с волостного схода молча, другие же подали свой голос за Тро- фима Кирилловича», -кандидата кулаков. Ор- ганизатор стачки в Юрьево Калинин, после того, -как 'крестьяне после нажима и «раз'яснений» волостного старшины отвер- нулись от него, с грустью констатировал: «Общество наш-е что скворя! Х'отел с дура- к аш пиво варить, да сколь ни вали в него хмелю, -оно все солодит, а в солоделом и проку нет!» «При .всем запасе энергии, в которой нельзя ему (крестьянину) отказать, —- справедливо замечал Наумов, — у него недо- стает твердости в предпринятом деле».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2