Сибирские огни, 1938, № 2

взаимопомощь, пытаются провести в сель- ские органы власти своих представителей. « — Взял прутик и кажет мне, — рас- сказывает приказчик своему хозяину о Ка- . лившие, — вишь, говорит, один-то я его пальцем сломаю, а коли,, говорит, метлу возьму, то и топором пе сразу разрубишь! Так и вы, говорит, порозь-то каждого из нас об'едете, как кому требуется, а коли, гово- рит, теперича купво, обчешшом, так нопоте- енешь уломать-то нас! А ионе мы, говорит, цену-то да рыбу будем класть, мы будем господа, а не вы! Тряхнул энта шапкой, да и говорить боле не стал». Калинин организует «мужицкую стачку», как выразился цензор в докладной записке об очерке «Юровая». «Он убедил своих од- нодеревенцев не поддаваться на уловки скуп- щиков и установить свою цену на каждый род рыбы... Он находил какое-то упоение в постоянней борьбе то с мироедами, подтачи- вающими в корне народное благосостояние, то с волостным головами, писарями и сель- скими старостами». С большой теплотой и любовью рисует Наумов другого протестанта — Бычкова.«Лю- ди с характером Бычкова, — пишет Нау- мов, — всецело отдаются 'своему делу, не останавливаясь ни перед чем и не щадя се- бя; в них много неискоренимой веры в прав- ду и они доискиваются ее всеми путями; они не знакомы с разочарованием, хотя жизнь на каждом шагу наталкивает их на него, и когда перед ними закрываются все иуи , ведущие к их цели, они пробивают новые и все-таки идут, идут к ней, пока* не дадут иод бременем неравной борьбы». Умный и настойчивый крестьянин Бычков отстаивает 'интересы «крестьянского мира». Крестьяне идут за ним, собираются даже выбрать его волостным старшиной. Это на- мерение, разумеется, не нравится кулакам и начальству. В волости закипает . ожесто- ченная борьба. В пей принимают участие на стороне деревенской бедноты н рабочие. Наумов, как внимательный наблюдатель, не мог не заметить, что рабочие — это уже не (распыленная крестьянская масса, и он ри- сует 'их в своем рассказе как сознательных, стойких людей в отстаивании своих интере- сов. Победа, хотя и временная, была одер- жана рабочими и беднотой. В рассказе «Еж» Наумов показывает бор- ца против экснлоатации из рабочей среды— Карпова, известного в тайге, на золотых приисках, под 'названием Ежа. «Карпов по- явился на приисках юношей и с тех нор не расставался с ними. Тяжесть работ и усло- Сиб. огни № 2 1938 г. 9. вий приисковой жизни 1 преждевременно из- бороздила лицо 'его морщинами и усыпала сединами темно-русые вьющиеся волосы; но преждевременно состарившая ' жизнь Спо- собствовала в то же время развитию природ^ пого«ума, находчивости и не поддающейся препятствиям энергии... Он не покидал ни одного прииска, не оставив по себе расска- за между рабочими, где бы 'энергичная фи- гура его не являлась 'протестующей против произвола и насилия. Это — тип стойкого, смелого защитника интересов рабочих. На Г... прииске Карпов ведет пропаганду среди рабочих. Он поднимает открытый ор- ганизованный протест рабочих против обсче- тов и штрафов. Здесь выступает уже не рыхлая деревенская масса, а отряд рабочих, спаянных артельной солидарностью. Наумов сумел подняться в 'рассказе до правильного понимания того, как условия работы созда- ют в рабочем сознание общности интересов, рождают стойкость в борьбе. Писатель уло- вил те конкретные цели, за которые боро- лись тогда рабочие. Плеханов ие заметил, гак совершенно правильно отмечает Н. Бельчиков, «про- грессивных, революционно-демократических свойств идеологии Наумова и вовсе не кос- нулся тех 'его произведений, где отражена реальная, Социально-революционная и демо- кратическая сторона 'программы 'крестьян- ской революции»'. Плеханов недооценил ан- тикрепостнических рассказов Наумова, не за- метил 'протестантов и борцов, нарисованных! писателем (Карпов, Бычков, Калинин). Находятся орако и такие исследователи', которые считают, что «жизнь и не давала» этих борцов и протестантов и что они выду- маны писателем. Исторические факты 'говорят о том, что именно жизнь выдвигала Карповых и Бычко- вых, и заслуга Наумова состоит в том, что он сумел их увидеть, сумел понять и отра- зить в своих произведениях- протест и борь- бу народа против кулацкой кабалы, произво- L ла золотопромышленников и, следовательно, против властей, поддерживавших этих экс- плоататоров. Народ не мог безропотно переносить экс- пЛоатацию и угнетение. Он протестовал, бо- ролся. Сибирский крестьянин, не рвавший крепостного права, менее забитый, чем «рос- сийский» крестьянин и хозяйственно более самостоятельный, особенно активно реагиро- вал на нарушения своих прав, на проявле- ние произвола и беспардонного грабежа. В статье «Крепостники за работой» В. П. Левин писал следующее з сибирском

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2