Сибирские огни, 1938, № 2
В ряде произведений 80—90-х годов («Умалишенный», «Зажора») верой Наумо- ва — крестьяне — действительно обраща- юшся к «вышней» власти с жалобами -на са- моуправство кулачества и местных (Властей. Такие жалобы, как известно, в Сибири были широко распространены. Недаром в чиновном мире сибирский крестьянин славился «ябед- ничеством». Но Наумов рисовал паломниче- ство к высшим чиновникам для того, чтобы показать всю тщетность такого паломниче- ства, рассеять всякую надежду крестьян и на губернаторов. «Ябедник, — пишет Наумов, — улучив удобное время, тайно скрывается из места своего жительства, достигает того города, где живет благодетельный «генерал»... «Ябедник» упорно убежден, что «генерал» внимательно выслушает бессвязную речь его и его горькие сетования, вникнет в суть их и, разгромив лиходеев народа, водворит повсюду добро и справедливость. Нередко «ябеднику» удастся добраться до приемной «генерала», но... дело все-таки кончается тем, что его высекут и снова под конвоем или по этапу препроводят © волость под над- зор ее и общества, а там он уж знает, что его ждет. «Нет, это ие тот генерал! — с сокрушением сетует протестант-ябедник... И томится подобный щротеетант-ябедиик, то- мится иногда долгие, долгие годы, в ожида- нии приезда такого генерала» («Зажора»). Но «такой» генерал ие приезжал. Его, как и честного чиновника, не было в при- роде. В этом убеждались постепенно и сами «ябедники». « — Ну, чиновнику бы заявил, — гово- рит Наумов одному из обличителей кулацко- го произвола в деревне. « — Заявлял, батюшка, — возражает обличитель •—• насунулся было да и не рад стал. « —• Отчего? « — йскровянил он меня, думал и скулу то мне своротит». Что это, тоже «не тот»? Да. это был «не тот» чиновник, так же как был «ие тот» и это, как дажазад Наумов, не ради торжества эак'онвост вообще и уж, конечно, не для устранения кулачества, а для ограждения ин- тересов другого кулака, моторому грозило разорение от конкуренции. (Конкуренция, как известно, один из основных законов капита- лизма. Власть, в случае подобной юоикурен- Ц1И1И, всегда выступает, особенно в Сибири тех BpeiMieH, e-ai стороне того, кто больше дасг «деоятишников». «На миру все продажно», и Наумов ие имел оснований делать исключе- ние для гуйериамих властей). генерал. «Тех», которых ожидали встретить жалобщики, не ' было и не могло быть. Их не было и в произведениях Наумова. Наумов был народником, во к чести его он был «не полноценным» народником. Счи- тая буржуазию, как и все народники, слу- чайностью, он правильно видел, что она крепко срощева с властью. Увидеть это Нау- мову помогло то, что 'он жил в Сибири, в которой, в силу исторических условий, госу- дарственная власть в лице чиновничества была ерощена с 'капиталом теснее, чем где бы то ни было в центральной России. Наумов не возлагал надежд на власть в изменении этих порядков. Но он и ие видел настоящих путей, во которым-до-лжны итти еш изменения, ие видел те настоящие си- лы, которые могли бы произвести их. В этом именно и состоит народническая ограничен- ность Наумова, порок его политического ми- ровоззрения. Г. В статье о беллетристах народниках Пле- ханов утверждал, что Наумов в своем твор- честве не шел дальше проповеди самой эле- ментарной гуманности. Это неверно! Вскры- вая эксплуататорскую сущность кулачества, разоблачая те способы, какими он «зорит» крестьян и накапливает свое «богачество», писатель звал в своих произведениях (осо- бенно в первый период творчества) на борь- бу с эксилоатацией. В этом именно состоит тот «особенный оттенок воинственного ха- рактера», который отличал его рассказы и очерки от произведений За тщишюго, 3лато- вратского и некоторых других писателей на- родников. Герои Наумова не только «хлонаюг себя по бедрам», они протестуют, -обличают, всту- пают, наконец, в открытую борьбу с кула- ками и золотопромышленниками. Это—Быч- ков в «Крестьянских выборах», Калинин в «Юровой», Карпов в рассказе «Еж». Облик протестантов и борцов из народа писатель рисовал -с особенной любовью. «В простовародин нередко встречаются лично- сти, — пишет он в «Юровой», — подобные Ивану Николаевичу {Калинину), -они состав- ляли то отрадное впечатление, на котором отдыхает ум наблюдателя, утомленный од- нообразием типов большинства. В них, как в фокусе, отражаются те могучие живые си- лы, какие таятся в народе». Протестанты Наумова призывают крестьян к сплоченности, к организованности, к борь- бе. Они организуют «стачки», общественную
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2