Сибирские огни, 1938, № 2
«Теперича взять меня к примеру, — го- ворит он, — што я? Бобыль, — нп кола, пи двора; иу, а какая моя жизнь? Год ка- торга, да день просвета; ты робишь, робишь, жисть кладешь, и все ты нищий, а другой за твое здоровье, сложа руки, в прохладе живет. Нетто так должен жить человек!». IV. Во шремена царизма Сибирь считалась, но меткому выражению одного из героев Нау- мова,, вроде ювцы, которая для того и су- ществует, чтобы все 1 могли ее стричь.- Цар- ские чиновники смотрели на Сибирь, как на «доходное место». Они ехали -сюда для того, чтобы поправить свои дела, нажиться, ско- лотить .капиталец. «Здесь был исправником Иван Мироныч Канаев — рассказывают пи- сателю в Ооиновском улусе, — так ведь та- кие капиталы нажил: во многие десятки tai- сячЬ Канаевыж же в Сибири было — леги- он. «На тыщу-то чинов разве только один добродетельный выищется, да и тот недолго- вешен в наших местах», — сказал Наумову старик Сысоев из деревни Кокуй, Кузнецко- го округа. Нагло обирая народ, чиновники усердно помогали в этом и кулачеству, купцам, зо- лотопромышленникам. Кулак, золотопромыш- ленник и чиновник всегда шли рука об ру- ку. В рассказах и очерках «Крестьянски з выборы». «Кающийся», «Зажора», «Мирской учет»,'«'Святое озеро», «Еж», «Горная идил- лия» Наумов показывает, как государствен- ная власть в лице- и «вышних» и «низших» начальников выступает неизменно на сторо- не кулаков и непосредственно участвует во всех их грабительских махинациях. Старосты, старшины, писаря, заседатели и становые, уездные и городские исправники — все были на откупу у кулаков. «В город-то, бывало, в'еду, — рассказы- вает кулак Осоиин, — так, поверишь ли, чиновники-то первые бегут ко мне: стоско- вались, говорят, по тебе, Еремей Василье- вич! А я уж знаю ихнюю-то тоску. Веришь ли, зло, бывало, брало, видя, как вое мне кланяются, што каждым за рубль как хо- чешь помыкай». Наумов, будучи 'крестьянским чиновником, вызвал однажды на допрос разорившегося кулака. И 'вот какой произошел между ними разговор: « — Знаешь ли ты, что в прежнюю пору я бы не пошел к тебе для допросу-то твое- го, — заявил ему этот кулак. « — Ты не имел бы права этого сделать. « — Разве для богатых 'есть какое пра- во, а? Да если б я и без права сделал, ты бы первый прикрыл меня... ¥ богатого-то все заискивают, 'всякое начальство... Они o r них ;живут. fly, вот я не пошел бы к тебе,— чего ж бы ты сделал со* мной, а? Сам бы пришел в мой дом, ну, может, посердился бы маиевько, а я бы- тебя чайком угостил, вин- цом, десятишник, другой сунул бы тебе в руку, и отлегло бы у тебя от сердца, и ста- ли бы .мы эаместо ссоры первыми приятеля- ми. Ведь как богатые мужики нечистые де- ла свои обделывают? Все зтак, все «пак, по- тому и нет на них ни суда., ни управы, что всякая рука на их сторону тянет». Кулак победно шествовал по сибирским селам. Расправив хищные руки и широко набив карманы, он торжествующе, подобно чеховскому Лапахину, кричал: «За все могу заплатить!» И он 'за все платил и все поку- пал. Он убивал батрака, но ставил обществу ведро водки и «миряне» Показывали на. след- ствии, что батрак сам умер. Он захватывал чужое добро, но крестьяне, закабаленные им, иод крестным целованием говорили, что это добро извечно принадлежало кулаку. Он на каждом шагу самоуправствовал и охальни- чал, но совал чиновнику «десятишник», дру- гой и тот выступал покровителем всех его беззаконий и разбоя. «'Прошел я и Сибирь! «сю -и Россию, везде одно и то же видел, — заявляет один из наумовсиих кулаков, — да и сам всякую со- весть покупал: одну подешевле, другую по- дороже, а все покупал, чуть не с укциона. На миру все продажное!» П. Ф. Бешьч^гков в статье' о Наумове ут- ' верждает, что в 80—90-е годы писатель пе- ременил свои взгляды на «государевых» слуг и что его| герои, -вместо борьбы «сооб- ча» против .самоуправства власти, обраща- ются сейчас за помощью к той же власти, только высшей по положению. Заявление категоретеское, вю т на че-м> не обоснованное. Приведенные выше выдер- жки взяты вами из произведений Наумова 1 80—90-х -годов (их можно было привести значительно больше), и они со всей очевид- ! но'стью говорят не в пользу этого утвержде- , т я . ®ау»в в© переменил своих взглядов- па «государевых» слуг. Ему, наблюдавшему сибирскую действительность, и в голову не могла притти мысль об устранении кулаче- ства средствами государственной власти, о 1 защите чиновниками 'интересов народа.*) *) В рассказе «Нефе давней й иочинок», на котором 'Бельчикюв основывает свой вывод, шубернюкая власть действительно карает ку- лака за тайное винокурение. Но она сделала j
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2