Сибирские огни, 1938, № 2
он увидел в алтайских улусах (очерк напи- I сам наг основе личных наблюдений в Осинов- свом улусе на реке Кандалеп, в 'Горной Шо- ! рай) такие вещи, от которых хочется «бе- жать за тридевять земель». 'Туземцев нагло обманывают, жестоко экс- > плоатируют царские чиновники, русские куп- цы и кулачество. Но «обватурились» уже и некоторые туземцы и «во многом уж и ку- лаков перегнали». «Многие из инородцев,— замечает писатель,—наживают теперь круп- ные капиталы, эксплоатируя не хуже куп- цов пламена теленгугов и черновых татар». ; Наумов показал в своем очерке яркий тин крупного кулака-телеигута Назара ffiyprere- |;шева, который грабит «своих родичей» 'в 'тесном «сотрудничестве» с царски1м.и чинов- никами и русскими купцами. «Боятся его инородцы, как даня: только "заслышат они, что Назар Степанович в тайгу едет, так до- рогу для' него правят, как для владыки ка- кого... в землю кланяются ему при встрече!» Назару Степановичу его русские благоде- тели прислали золотую медаль за построен- ную церковь. «Он сейчас дал знать но всем аилам в Чернь, чтобы инородцы ехали к не- му глядеть на царский облик и целовать его... Сехались, и ради этой оказии не с пустыми руками, а о подарками. И устроил Назар такую церемонию: взял из церкв^ аналой, перенес к себе в дом и положил на него медаль, и каждый инородец, прежде- чем посмотреть на царский облик и приложить- ся к нему, подходил к -аналою и кланялся в землю, а Назар в шелковом халате стоит -у аналоя, важный такой, и спрашивает: («Видите теперь, как царь чигг меня, а-а? То-то же, знайте! Там царь, а здесь я за- место его. Чтите и вы меня, а то худо бу- дет вам. Меня и чиновники все чтят и боят- 1ся. Я все могу сделать». В дореволюционной Сибири, наряду с мно- гими видами каторги, была еще одна, осо- бенно жестокая, 'особенно нечеловеческая— -это золотая каторга. Сибирь но оправедли- ' востн 'называлась «золотым -дном», в ней "добывалось • /» всего русского золота..-За '62 года — с 183-6 -по '1897 — в Сибири было добыто золота 88.000*"пудов. Золотая лихорадка, охватившая край, 'вовлекла в .: свой круговорот десятки тысяч человек. И 'вот Наумов ведет своего -читателя в -'глухую тайгу, на -прииски, в -бараки рабо- ' чих." В -очерке «Еж», он, с обычной точно- стью и обстоятельностью, рассказывает, как ;'попали крестьяне на прииски*), зиакойшг с к «горькой повестью страданий, выносимых ! этим людом» на рудниках. Они работают с Ш трех часов утра до девяти часов -вечера с короткими промежутками' для обеда, живут в холодных досчатых бараках, -питаются жи- деньким наваром от солонины, с кислой ка- пустой и ржаными сухарями. Они покупа- ют в приисковых цейхгаузах гнилые- товары но двойным ценам. За малейшие простуикч, «за дурное поведение» их бьют палками, се- кут розгами. Их, наконец, обсчитывают. Штрих за штрихом рисует писатель кар- тины «золотой каторт». «Нигде- так не раз- вита система закабаления рабочего, — за- ключает оп, — как на приисках, где за весь свой летний тяжкий труд -рабйиик выносит в -очистку лишь несколько рублей... А дома его ждет голодающая семья и совершенно павшее хозяйство, а -на будущий год снова нужно платить подати...». Но -вот рабочий сезон кончился, в полови- не сентября «таежники» покидают прииски, надут партиями по -50—100 человек домой. Однако, едва -они отдаляются от опушки тай- гп, как незаметно для себя попадают в но- вую искусно расставленную «паутину». В селах, лежащих на тракте, купцы -встреча- ют приисковых рабочих магазинами с зале- жалыми и гнилыми товарами, трактирами и кабаками. «Они нарочно спаивают их. — 'рассказывает Наумову крестьянин . Фле- гоят, — да надоть знать, каким -вином -— травленным, с дурманом, штоб его в беспа- мятстве-то ошарапать было ловчей». В сценах «Паутина» писатель показывает, как происходит это «ошарапывание» -в пря- мом -и переносном смысле этого слова, ри- сует картины «разгула» рабочих, который является прямой реакцией на каторжные условия жизни на приисках в течение мно- гих ,месяцев. Один из героев огаерка, Дергач, так это и об'ясняет: *) «На -прииск -едет самый то-рький бедняк». Он р-аз-о-рен кулаками, -ему нечем платить по- дати. Пользуясь безвыходным -положением, эолотопро-мышл-ениики, >пю примеру -кулаков, вносили за бедн-оту иода-ть, заставляя ее -под- писывать кабальные (контракты. Любопытный факт сообщает Семевюкий в -своей книге «Ра- бочие иа Сибирских -золотых -приисках»: «Управляющий промыслами Рязанова и Ба- ландина донес горному ревизору Семенову, -что рабочие (крестьяне и поселенцы Ачинско- го 'округа), находившиеся в Большен-и-коль- сюом прииске 'его доверителей, :в числе 78 че- ловек, взбунтовались и ушли самовольно с -прииска в деревню Тамбар, а так как боль- -шинсгв» их крестьяне, за 'них внесено в уплату 'податей по 25—35 р. за каждого и деньги эти -еще не заработаны, и так как по контракту -они -обязаны работать до 1 и даже -до 15 -октября, то управляющий промыслами пр-осил Семенова вернуть рабочих на прииски и привести их в д-олж-ное повиновение».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2