Сибирские огни, 1938, № 2
йо когда он,и приходили сюда, земля оказы- валась окутанной густой паутиной старожи- лов-кулаков, крупны® арендаторов и «каби- нета ого величества». Переселенцам часто давали такие земли, на которых нельзя бы- ло работать. Их направляли в степи, ове- ваемые оуховеями, или в непроходимую Ба- рабу, где, прежде чем поселиться, нужно бы- ло осушить болота, устроить мосты и гати. «Тысячами, — говорит один из официаль- ных документов, — умирали поселенцы и крестьяне, усеивая своими костями болоти- стую Барабу». 'В очерке «'Картинка с натуры» Наумов рассказывает жуткую историю одного из. со- тен переселенческих поселков. «Глазам мо- им представилась, — писал он, — обшир- ная, занесенная снегом равнина, усеянная редким березняком. На всем пространстве ее в беснорящке виднелись небольшие возвы- шения, напоминавшие скорее занесенные снегом могилы, чем жилые места». И люди в этом поселке напоминали тоже скорее зажи- во погребенных, чем живых людей. «Обида тут no 'малости будто, подошла, землицу-то будто 'неспособную дали нам, — рассказывает Наумову один из жителей по- селка. — Будто не на эту землицу-то сади- лись, не ее примали в надел-то, а тут вот по соседству землю-то облюбили... и место- то выше... и земля-то, братец, подходящая... только бы сидеть па ней да хозяйствовать... А на деле-то, вишь, как обворотилось... зем- лю-то эту дарезали от вас да в аренду отда- ли... скопец тут в соседстве о вами насеку держит, ну, и хлеба это по-мвогу сеет... бо- гате-ей сковец-то, 'ему, вишь, и отдали эту землицу-то... Вишь вот, у скопца-то одна ду- ша да дороже наших шестидесяти восьми вытянула 1 »... Переселенцы ютились в. ужасных услови- ях. «У иного хозяина конура-то собачья приглядней выглядит». « —' Да как же вы живете тут?» — спрашивает староста. « — Живем! — отвечает мужик, а сам едва, едва приподнялся и сел, свершись на руки, худой это, черный весь, волосы-то всклокочились, губы это тоже в коростах». Переселенцы пухли от голода, умирали, но оставшиеся в живых не имели даже лопаты, чтобы выкопать могилу мертвецам. «Вот уж одного ребеночка прибрал господь, в снежку у землянки лежит. Земле бы предать надоть, да чего ты поделаешь, во воем поселке ни пешни, ви лому вет, ни заступа, чем ты мо- гилу то выроешь?». В другом очерке — «Роковая встреча» — Наумов отмечает: «Придя на чужбину за сча- стьем, переселенец встречает еще более лю- тое горе и, потеряв семью, вымершую от нищеты, болезней и непосильного труда во .время пути, превращается или в бездомного батрака у кавдто-нибудь кулака-креотьяви- на\ или снова возвращается в Россию, во уже измученным, неспособным к труду кале- кой. В. И. Ленин писал об обратниках: «Трид- цать шесть и шестьдесят процентов 'обрат- ных переселенцев, это — обострение кри- зиса и в России и в Сибири. В Россию воз- вращается беднота, самая несчастная, все потерявшая и оз-Лбившаяся». Произведениями о переселенцах Наумов, писатель реалист, опровергал благонамерен- ные глупости официальных и неофициаль- ных апологетов переселения, в том числе и из лагеря либерального народничества, ко- торые буквально наводняли страну своими домыслами о «прелестях» жизни на окраи- нах и возможности полного разрешения аг- рарного вопроса в России путем переселе- ния. Правда, концовка рассказа «Картинка с натуры» написана Наумовым в либераль- по-парадничееком духе. Но сами факты, ко- . торые излагал писатель, живые картины, которые он рисовал, приводили читателя к иным выводам: о необходимости разрешения аграрного вопроса революционным путем. Наумов первый из писателей норял голос протеста прошв жестокой экоплоатации си- бирских. туземцев, против патриархальне- феодального гнета, который царизм намерен- но культивировал на окраинах, чтобы дер- жать массы в рабстве и невежестве. В 1880 году Наумов выступил с 'очерком об Алтае;— «Горная идиллия», в котором негодующе крикнул на всю страну: « —• Гибнет край! Вымирает одаренный, честный, трудолюбивый народ!» О сибирских туземцах писали многие /ли- тераторы, начиная от Бестужева-Марлииско- го. Но все они видели в быте туземцев лишь «живописные» внешние стороны, увлекались лишь этнографическими деталями. В их изо- бражении быт народностей Сибири выступал, так безмятежное, вдаличеекоо процветание на лоне первозданной природы. Наумов взглянул на быт туземцев иными глазами, как писатель демократ, реалист. И *) В книге «Развитие капитализма в Рос- сии» В. И. Ленин 'гтнсал: «переселения уеили-, в <а.ют разложение крестьянства на местах выхода и переносят элементы разложения на' места вселения (батрачество новоселов в Си- бири в первый период их новой жизни)» (т. III, стр. 133).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2