Сибирские огни, 1938, № 2

вает и бросает ему прямо в лицо: «Грабь, хватай н-а проб, авось, ic грабежу-то горой раздует!.. Петля, так петля и ость: дави мир-то па свою душу, грабитель!..» Через год Наумов печатает '«Юровую» — ярмарочные оцепы. В селе Юровском, на Иртыше, ярмарка. (В числе других приехал на нее купен Петр Матвеевич. «Каждую весиу он оснащивал два павозка п отправ- лял -на них своего шурина и племянника по деревням, лежащим по Иртышу, и на обские рыбные промыслы. 'На дешевенькие ситцы, платки, 'бродни и другой мелкий товар, не- обходимый в 'быту крестьян, они выменива ли рыбу и «задавали» деньги вечно нуждающе- муся люду под осенний и «юровой» улов ее... По первому зимнему п у т Петр Мат- веич сам об'езжал все села и деревни для сбора рыбы юг крестьян, забравших под улов ее деньги. Должники .всегда с трепетом ждали его приезда. Каждый из. них звал, что какое бы горе и нужда ни застигли его, он не мог рассчитывать на 1 снисхождение... А вопиющая нужда все-таки вынуждала этот 1 бедный люд прибегать к нему за день- гами и отдавать свою лучшую рыбу за це- ны, не вознаграждающие даже и труд». Должен был Петру Матвеевичу крестья- нин-бедняк по прозвищу Кулек. Кулек ие соглашается отдать купцу рыбу за бесценок, чтобы покрыть свой долг. Он протестует: «— Бо-о-огат будешь, за окне-То деньги ее отбирать, с надсады-то карманы разле- зутся, боязно за те!бя же!» И вот в избу бедняка вместе с торговцем является Волостной голова. Кулек не вы- держал: «Ты подушную-то 'спрашиваешь, вздоху не даешь, — .обращается он к во- лостному голове, — есть чего отдать, аяь нет, а разорвись да выдай! -Пушшай уж каз- на -берет, ну-у, 'божье иопущенье! За 1 што ж исшо купцы-то 'наезжают грабить нас, а.?\ Представитель власти помогает торговцу обобрать бедвява. Кулек становится нищим. «И эти возмутительные сцепы, — пишет Наумов, —• ежедневно повторяются в этом забитом нуждою мире. И идет своим путем этот, веками установившийся порядок. И проглянет ли когда в этот темный исстра- давшийся мир .теплый луч разумной жизни, разумных человеческих отношений, один бог весть». И эти возмутительные сцены ежедневно повторялись. Наумов рисует их в рассказах «Крестьянские выборы», «Мирской учет», «Кающийся», «Умалишенный», в сценах «Погорельцы» и в очерках «Горная идил- лия», «Еж», «Картинка с натуры», «Зажо- ра», «Паутина» и многих других, ©се эти произведения с предельной наглядностью иллюстрируют известное замечание Ленина о том, что «кулаки самые зверские, самые грубые, самые дикие эксплоататоры», что эти «кровопийцы наживались на народной нужде». «Кулак из всякого сучка сердцевину вы- жмет» , — говорит один из героев Наумова. И кулаки выжимали! «сердцевину» из всего, не брезгая никакими способами, никакими средствами. («Для них нет ничего святого,— замечает Наумов в «Крестьянских выбо- рах», — и всякое человеческое 'чувство по- рабощено одной страстью к деньгам»). Излюбленным методом кулацкой эксплоа- тации была кабала. Крестьянство жило под тяжелым прессом податей, налогов, разнообразных сборов. Ис- следователи отмечали, что в сибирской де- ревне объектами обложения при раскладке казенных и мирских сборов были и душа, и пашня, и скот, а иногда и усад1>ба и при- усадебная земля. И как только крестьяне возвращались в села с полевых работ, по всей Сибири начиналось выколачивание по- датей. Платить их, однако, было нечем Бедняки и даже середняки не имели денег и после хороших .урожаев. «Ну, у кого ло- шадей много да во .времени избыток, нагру- зит воза да в Т... город везет, ему и выгода и богатеет, а нашему брату несподручно это, — рассказывает Наумову ямщик в очерке «Паутина». — Вот ты и у хлеба си- дишь, а горя не минуешь». И горе это на- чиналось каждую осень. Кулаки, пользуясь народной нуждой, скупали хлеб за бесценок, опутывая крестьян жуткой кабалой. «Ты вот знаешь ли, что головасто у нас, почитай, за половину волости из своего кар- мана подати вносит? — спрашивает кре- стьянин Дегтярев в рассказе «Умалишен- ный». — Он вот за тебя подать-то внесет, а ты на него круглый год, как на барина такого, и робь, а пиюви ты супротив Федора Игнатьича — э-э... он за долг-то и избы, и скота решит, да еще в контражтвую работу 'замуролит. Вот, брат, как у нас мужик-то поживает... всласть слезой умоется, кула- ком оботрется». Крестьяне Алтайского округа до 1861 го- да были приписаны к казенным заводам, на *) «Народ беден, и особенно в Сибири, — замечает 'писатель, — он '.повсюду ищет для пополнения своего неприхотливого бюджета постороннего заработка, .который спасал бы е го от нищеты и порыкой необходимости быть законтрактованным волостью в работу для уплаты казенных недоимок» («Паутина»),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2